Точка входа в коллекционирование: галеристы о том, как ориентироваться в тиражном искусстве
Тиражное искусство — один из самых бюджетных и доступных способов начать коллекционирование. Но где его покупать, как правильно хранить и, главное, как определиться с выбором первого произведения? На 12-й Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, которая пройдет с 25 по 27 октября, Ассоциация галерей представит стенд в секции «Сообщества», посвященный коллекционированию тиражного искусства: печатной графики и фотографии. Мы поговорили с экспертами — членами «Ассоциация галерей» (АГА), основателями Lumiere Gallery, ПиранезиLAB и PENNLAB Gallery о том, на что обратить внимание при покупке тиражного искусства, как проверить подлинность работ и как в целом развивается этот сегмент арт-рынка.
Про правила выбора фотографии, подлинность и хранение тиражных работ
Наталья Григорьева-Литвинская основатель Lumiere Gallery
Любая коллекция всегда начинается с самого коллекционера, его внутреннего мира, насмотренности и визуальных предпочтений. Уже к этому прибавляются необходимые финансовые ресурсы, профессиональные знания, а также в принципе свободное время, для того чтобы погрузится в новый мир. Фотография — это одно из медиа в искусстве, у нее своя история и свои герои. Как и любой вид искусства, его нужно пропускать через себя и нежно слушать отклик. Если он есть, можно начать поступательно выяснять вторичные признаки, на которых и основана цена предмета.
При выборе произведения я бы советовала ориентироваться на инвестиции в автора и его репутацию. В нашем мире один в арт-поле точно не воин. Таланту нужны арт-менеджеры, галеристы с именем и опытом, чтобы вывести его на рынок. Любому коллекционеру нужны гарантии, он хочет верить, что автор продолжит создавать новое, а его галерист не перестанет организовывать ему выставки и издавать каталоги. Уровень частной коллекции растет вместе с уровнем авторов и его арт-дилеров. Каждый участник цепочки заинтересован друг в друге, образуя условный клуб. И мы четко понимаем, что в каждом таком клубе есть свои объемы инвестиций, подходящие под конкретный кошелек.Что касается подлинности, то тиражная фотография имеет не так много особенностей, которые нужно изучить. Каждый период в истории фотографии имел свои предпочтения в видах печати и форматах. Каждый автор любил подписывать работы тем или иным образом. Фонды, которые образовывались после ухода великих мастеров, имели свои виды штампов. Специалисты, работающие в определенных стилях и жанрах фотографии, неплохо знают все эти нюансы, и четко видят несоответствия, если вдруг они появляются. С годами особо дотошные коллекционеры тоже начинают быстро ориентироваться в этом. А пока нужно смотреть прямо в глаза своему галеристу и требовать сертификаты на каждую работу без исключения.
Из серии «Точка покоя» #2, Дмитрий Булин. Предоставлено Lumiere Gallery
Фотография, безусловно, требует бережного и внимательного отношения со стороны коллекционера. Отпечаток боится резких перепадов температуры и влажности. Кроме того, необходимо найти место, куда не будут попадать солнечные лучи: в противном случае есть риск «потерять» отпечаток. Стоит упомянуть и оформление фотографии. Важно использовать исключительно материалы музейного качества: консервационные паспарту и задник, музейное стекло с максимальной защитой от ультрафиолета.
Про грамотную покупку, технические особенности работ, разные виды тиражного искусства и ценообразование
Алексей Веселовский художник, основатель экспериментальной лаборатории художественной печати ПиранезиLAB
Я могу выделить несколько правил, которыми, на мой взгляд, стоит руководствоваться при покупке произведений тиражного искусства:
- Покупать стоит только те работы, которые нравятся, что бы ни говорили консультанты и продавцы.
- Просить у продавца максимум дополнительной информации об авторе и работе.
- Стараться при этом интересоваться художником, его биографией, творческими достижениями и другими работами.
- Уточнять общее количество экземпляров в тираже, включая А/P (Author Proof — авторская проба) и их судьбу — где, сколько и, по-возможности, кому они проданы.
- Внимательно изучать качество печати и степень сохранности предлагаемого к продаже оттиска.
- Не рассчитывать, что первые покупки искусства имеют какой-то инвестиционный потенциал. Покупка искусства с точки зрения вложения средств — это почти всегда венчурное предприятие. Одна работа — это еще не коллекция.
Коллекционеры и опытные покупатели при выборе работ обычно обращают внимание прежде всего на качество бумаги, на которой исполнено печатное произведение, так как именно она во многом определяет его сохранность. Отсутствие заломов и рваных краев, чистота полей и оборотов печатных листов — все это тоже стоит иметь в виду. Что касается качества печати, то это скорее относится к области экспертных оценок, и нужно обладать определенными знаниями и опытом, чтобы квалифицировать качественно и некачественно отпечатанные работы.
С точки зрения коллекционирования литография, гравюра и шелкография — это абсолютно равноправные техники. Существуют нюансы печати и качества отдельных отпечатков на уровне технологий, которые опытные коллекционеры, конечно, учитывают. Есть собиратели, которые отдают предпочтение каким-то определенным видам печати или художникам, больше работавшим в определенных техниках. Но, опять же, это вопрос личных предпочтений.
Остров I, Виталий Пушницкий. Предоставлено ПиранезиLAB
Подписанная работа в небольшом лимитированном тираже при прочих равных обычно стоит дороже, чем неподписанная — в открытом. Чем меньше тираж и чем он более точно аутентифицирован (подпись, датировка и сигнатуры, сертификаты, чопы, водяные знаки и т.д.), чем больше в нем присутствует участие автора (авторские ручные доработки, авторская печать), тем выше его стоимость. Но при этом иногда большой тираж — это единственная возможность получить в коллекцию работу известного художника за относительно доступные деньги.
Про важность номера экземпляра и коллекционирование как интеллектуальную игру
Николай Дмитриев сооснователь PENNLAB Gallery
Хотя номер экземпляра может иметь некоторое влияние на стоимость, это скорее вопрос предпочтений коллекционеров, чем реального качества или художественной ценности работы. Можно сказать, что значимость номера экземпляра — это отчасти миф, поддерживаемый традицией и рынком. Однако нельзя полностью игнорировать понятие коллекционной ценности первого отпечатка, которое глубоко укоренилось в мире искусства. Она основана на нескольких факторах. Во-первых, существует представление о том, что первый экземпляр наиболее близок к изначальному замыслу художника. Во-вторых, в истории печатного дела первые оттиски действительно могли быть более четкими и детальными, хотя современные технологии практически нивелировали эту разницу. В-третьих, сама идея обладания «первым» чем-либо имеет привлекательность для многих коллекционеров на психологическим уровне.
Росту цены на фотографические работы способствует ряд факторов, включая продолжающееся развитие творчества фотографов и их регулярное участие в значимых проектах: это выставки в музеях и галереях, резиденции, ярмарки, публикации и прочее. Такая активность повышает узнаваемость и признание автора в арт-сообществе. Ограниченность тиражей, культурная значимость работ и общие тенденции арт-рынка также влияют на изменение стоимости работ.
Аркадия №14, Анастасия Цайдер. Предоставлено PENNLAB Gallery
Говоря о молодых или малоизвестных художниках, работающих с фотографическим медиумом, важно понимать, что подход к современному искусству, включая фотографию, должен быть более глубоким, чем просто инвестиционный интерес, когда следуешь рекомендациям с конкретными авторами.
Коллекционирование современного искусства — это скорее интеллектуальная игра, в которой вы самостоятельно находите и собираете «алмазы», наиболее точно отражающие ваш внутренний мир. Поэтому, вместо конкретных имен, я бы посоветовал начинающим коллекционерам обратить внимание на следующие направления поиска:
- Ярмарки современного искусства, такие как Cosmoscow, |catalog| и другие. Они предоставляют отличную возможность познакомиться с работами множества художников и галерей.
- Галереи, представленные на этих ярмарках. Практически у всех галерей современного искусства есть авторы, работающие с фотографическим медиумом.
- Художники, которых представляют эти галереи. Изучите их работы, следите за их карьерным развитием.
Этот подход позволит вам не только найти интересных молодых авторов, но и сформировать собственное понимание современного фотографического искусства, что в конечном итоге приведет к созданию уникальной и личностно значимой коллекции.
Про цели коллекционеров и влияние ярмарок на развитие рынка тиражного искусства
Михаил Краснов сооснователь PENNLAB Gallery
На мой взгляд, коллекционеры ставят перед собой сразу несколько целей. Во-первых, помощь в развитии современного искусства, включая материальную и эмоциональную поддержку авторов. Во-вторых, сохранение и архивирование работ современных авторов для будущих поколений. В-третьих, просвещение и популяризация искусства в среде современников.
Олень в церкви, Игорь Елуков. Предоставлено PENNLAB Gallery
Что касается ситуации на рынке тиражного искусства в целом, то сейчас художники ищут свежие формы и медиумы для реализации своих идей, создавая новый изобразительный язык. Современный художник часто не мыслит себя в рамках конкретного медиума, используя различные технические средства (например, скульптура, фотокнига, живопись) для создания своего индивидуального метода высказывания.
Мне кажется, что ярмарки активно помогают в формировании рынка тиражного искусства на данный момент и, думаю, продолжат это делать в будущем. Работа ярмарок происходит как в отношении ценообразования на работы, так и в том, что в рамках мероприятия многократно ускоряются процессы взаимодействия между участниками художественного рынка. Возникают новые коллаборации галерей, музеев и авторов. И все это в непосредственном контакте со зрителем и коллекционером.
На обложке: работа Ольги Чернышевой «Briefly». Фотография предоставлена ПиранезиLAB.