Как опыт работы с мебелью может пригодиться при создании детской игровой площадки?
Основатели и дизайнеры бюро MERA makers – Алексей Меркушев и Мария Зимина – делятся своим опытом проектирования и реализации детского игрового пространства в обычном государственном детском саду в закрытом городе Саров. Как им это удалось и с какими сложностями они столкнулись?
Предыстория
Многие архитекторы за свой творческий путь разрабатывали хотя бы один предмет мебели. Мы же, будучи архитекторами, начали с мебели: эксперименты с материалом, разработка соединений, обработка поверхностей. И эти знания применили при создании игрового комплекса в интерьере детского сада.
Мы отнеслись к нему, как к большому предмету мебели, поэтому качество получилось именно таким: с максимальным вниманием к деталям, соединениям, тактильным ощущениям. При этом мы хотели сделать его облик очень архитектурным.
С чего начался проект
В планы нашей мебельной мастерской такой проект не входил – это просто стечение обстоятельств. Закрытый город Саров – наш родной город. Именно там и случился этот проект. Заведующая одного из государственных детских садов обратилась к нам с вопросом о создании мебели и детского городка для open space. Мы решили взяться за проект от концепции до реализации. Сделать только проект было нельзя, потому что проблема закрытого города в невозможности найти подрядчика, который бы мог выполнить все по нашим чертежам.
Реализация
Трудности в работе над подобными проектами в закрытом городе начинаются в тот момент, когда появляется желание сделать или купить что-то нестандартное. Например, отсутствие нужных материалов решалось бесконечным количеством доставок, а перед этим поездками в ближайший крупный город Нижний Новгород, чтобы лично посмотреть и выбрать то, что нужно. 1,5 тонны фанеры для проекта везли именно оттуда. Масла, пропитки, антисептики – из других крупных городов.
Даже найти производство, где могут сделать качественный раскрой фанеры, оказалось большой проблемой. Перед тем, как отдавать в работу весь объем, мы протестировали несколько контор, в итоге выбрав ту, в которой качество отвечало нашему запросу.
Конечно, на таком большом объеме невозможно обойтись без ошибок, которые нам впоследствии пришлось корректировать уже вручную в нашей мастерской. Поэтому мы пришли к выводу: в дальнейшем при работе над подобными объектами отдавать на производство ту часть работы, в которой допустить ошибку сложно, или если она все-таки будет, то ее не так проблематично исправить. А со временем, возможно, организовать свое производство, чтобы все точно было под нашим контролем.
Конструкция
Конструкцию комплекса мы спроектировали таким образом, чтобы она была надежной и сложной внутри. При этом внешне она должна выглядеть минималистично, любые крепежные элементы на фасадах отсутствуют.
В процессе работы мы поняли, насколько важно найти проверенных поставщиков и производителей (в нашем случае фанеры). В большинстве случаев толщина фанеры не соответствует заявленной на маркировке, как и произошло: из заявленной толщины 18 мм лишь часть листов была таковой, остальные же колебались от 17 до 19, причем такой разброс мог быть на одном листе.
При конструкции шип-паз это доставило хлопот с подгонкой пазов под каждый конкретный шип. Всего в конструкции значатся около 250 деталей. Такая точность была важна нам из-за конструктива всего комплекса, который был очень тщательно продуман, и погрешность даже в 1 мм в одном узле вела за собой нестыковки во всем комплексе. Конечно, можно сказать, что мы придираемся, и это все же малая архитектурная форма, а не стул, но нам было очень важно сделать все на уровне мебельного качества, потому что комплекс находится в интерьере.
Взаимодействие с заказчиком
Было удивительно и приятно, что представитель заказчика – заведующая государственным детским садом – человек, очень заинтересованный в том, чтобы уйти от шаблона «купить площадку по каталогу» и создать индивидуальный проект, обратившись к дизайнерам. Такого подхода в маленьком, закрытом и довольно консервативном в своих устоях городе мы точно не ожидали.
Мы быстро нашли общий язык, и наши идеи были восприняты очень положительно. Этап от концепции до начала проектирования и подготовки к экспертизе занял около месяца, концепция была согласована с первого раза с внесением лишь пары изменений.Без подобного взаимопонимания, уважения и доверия проект бы не состоялся, даже если бы мы имели неограниченные ресурсы: время, площадь, бюджет, производство.
В пространстве open space уже до нас были сделаны выводы под воду, планировалась установка ландшафтной раковины для детских игр. Такое решение, которое уже активно практикуется в Европе, но пока еще не столь популярно у нас, дало нам понять, что мы можем действовать смелее, придумывая площадку.
Идея площадки
Как все самое интересное, идея площадки родилась из ограничений, которые были даны в начале проекта: площадь, отведенная под комплекс, – всего 6 кв. м.
Мы решили прийти в детский сад и попросили детей нарисовать свою историю на тему «что я буду делать на своем острове». Для нас понятие «остров» как раз и означало площадь для проектирования.
Проанализировав рисунки, мы смогли выбрать самые желанные активности и переложить их смысл на игровые модули, из которых и состоит комплекс. Всего их получилось 8: маяк – наблюдать; трап – карабкаться; круглая ниша – прятаться в норку; лестница с гусиным шагом – преодолевать препятствия; домик на дереве – просто мечта каждого; ниша-читальня – для уединения; ландшафтная раковина – игра с водой.
Детали
Чтобы добавить атмосферу острова, мы создали пару мягких элементов по нашим эскизам. На фасадах из фанеры мы добавили вставки из цветного оргстекла. И сделали механизм-шторку, перемещение которого позволяет менять цвет то одного, то другого окошка, и наблюдать, как меняется цвет окружающего мира.
Подход
С самого начала мы хотели сделать нетипичный игровой комплекс, который позволил бы ребенку стать участником «другой игры»: когда не обязательно только бегать, и не от скорости зависит качество игры. Можно играть вдумчиво, замедляясь, обращая внимание, просчитывая дальнейшие шаги и фантазируя. Например, у этой площадки нет горки, зато есть трап с поперечными выступающими рейками, то есть быстро подняться-спуститься просто так не получится. Мы стали свидетелями детской находчивости, когда при помощи одного из мягких элементов дети стали скатывать по трапу, делая это на небольшой скорости и не травмируя себя.
Комплекс рассчитан на детей 3-7 лет, обычно одновременно там присутствуют только дети одного возраста, но каждый из них выбирает себе игру по силам – у комплекса целых три игровых уровня. Мы же сами наблюдали и то, как дети, которым сначала было проще использовать трап, спустя несколько минут начинали осваивать лестницу.
Результаты
В рамках этого же проекта мы изготовили мебельный сет из облегченной фанеры для хранения игрушек, дидактических материалов, который оказался настолько удачным, без единого намека на типичный детский сад, что мы запустили его в серийное производство и продажу под собственным брендом.
Опыт реализации этого проекта дал понять, что:
- Взаимодействие с гос. заказчиками возможно при обоюдной заинтересованности.
- Делать подобные индивидуальные проекты дорого и кропотливо, но возможно.
- От производства зависит почти весь результат реализации придуманного.
- Все возможно, а в случае невозможного, просто требуется больше ресурсов и вовлеченности.