Зачем городу искусство: опыт паблик-арт программы «КАМ-ОН»
Появляясь в городе, произведение искусства не существует отдельно от него, а, напротив, гармонично интегрируется в среду и в перспективе может стать узнаваемым символом или даже визитной карточкой места. Как арт-проекты обогащают городское пространство? Как на появление искусства реагируют сами жители? Как культурные символы города находят отражение в работах художников и какую роль в этом играет коммуникация с аудиторией? Об этом Design Mate рассказала команда екатеринбургского проекта STENKA, которая в прошлом году году реализовала в Нижнекамске паблик-арт программу «КАМ-ОН».
Проект STENKA объединяет продюсеров, кураторов и талантливых художников из разных стран, которые вместе переосмысляют городские пространства и наделяют их новой идентичностью. Команда работает с контекстом территории и рассказывают историю каждого города и населенного пункта понятным и актуальным языком.
Can’t place this here, работа команды STENKA
В 2024 году в Нижнекамске прошел первый сезон паблик-арт программы «КАМ-ОН», направленной на развитие городского пространства при помощи уличного искусства. Художники создали семь произведений, отражающих смыслы и ценности, близкие местным жителям.
Отношения с городом и к городу
Город можно сравнить с компьютером, в котором есть железо (hard) и программное обеспечение (soft). Изначально компьютер создавался для упрощения сложных вычислений, однако в контексте современной реальности его восприятие деформируется. Сейчас это неотъемлемая часть нашей жизни и наш главный помощник.
Mega Super Nova Ultra. Работа команды SPEKTR
Эту метафору можно применять по отношению к городу: его железом является инфраструктура, а программным обеспечением — наполнение: наше отношение к нему, события, которые в нем проводятся, инфлюенсеры и сообщества, которые в нем живут, то есть всё то, что отличает один город от другого. Рациональная часть (hard) накладывается на эмпирическую (soft). Важно не противопоставлять hard- и soft-характеристики города друг другу. Как и на примере с компьютером, лучше всего они работают вместе.
«Полимеры-конструктор». Работа команды SPEKTR
Города постсоветского пространства в большинстве своем похожи друг на друга, и наше отношение к тому или иному месту формируется исходя из контекста, который определяет в том числе искусство. Например, проект «Полимеры-конструктор» от команды SPEKTR из Екатеринбурга и Москвы стал акцентом в городском пространстве, который привлекает внимание жителей и гостей Нижнекамска. Работа показывает масштаб нефтехимического производства, благодаря которому появляются незаменимые предметы из многих областей: ПЭТ бутылка, резиновая лодка с пластиковыми веслами, ботинки с подошвой из каучука, коньки, хоккейная маска. Последние два предмета также символизируют сильную хоккейную традицию Нижнекамска. Одна из самых важных частей нашей работы — создание смысловой надстройки для территории, изменяющей отношение человека к пространству, в котором он живет, через различные практики и проекты. Создание дополнительных ценностей и смыслов увеличивает привлекательность места для молодого населения и снижает уровень его оттока с этой территории.
Практика – отношение – практика
На этапе, когда стены домов становятся холстами, город начинает существовать уже как галерея под открытым небом. Это другое восприятие, которое инициирует появление новых практик — экскурсий, маршрутов по городу, интерпретаторов, а также обсуждения в СМИ и формирование нового сообщества.
«Формула любви». Работа команды SPEKTR
Работа на фасадах двух домов на Проспекте Строителей, тоже созданная объединением SPEKTR, рассказывает историю влюбленности. Лего-человечки отсылают к заводу в городе, где производятся материалы, используемые в создании детских игрушек. В творчестве художников образы героев из популярного конструктора уже появлялись как отражение рабочего человека. История двух людей и тема химии подтолкнула авторов к изображению на мурале целой истории любви. Так, с помощью современного языка использования знакомого образа лего-человечка раскрывается вечная тема, важная для всех.
Эта динамика формы и содержания придает ритм не только объекту, но и пространству вокруг него.
Важно помнить, что уличное искусство — не всегда про идеально ровную поверхность на белых фасадах. С помощью работ можно поменять назначение пространства и отношение к нему: например, из холодного тесного пространства сделать комфортный центр для общественного взаимодействия.
Уличное искусство как коммуникация
Работа не существует отдельно от городского пространства. Она становится лицом города, а при идеальном сценарии — его визитной карточкой и гордостью.
Чтобы сделать коммуникацию более эффективной, в рамках программы «КАМ-ОН» мы еще до начала реализации работ художников занимались офлайн- и онлайн-опросами горожан. Нам было важно узнать о ценностях местных жителей, важных для них местах и событиях. Без знания людей, для которых создается проект, невозможно достичь поставленной цели.
«Большой маленький мир», Андрей Калугин
Жители начали акцентировать внимание на ценности природы, движении вперед, семье, спорте, истории города, личностях первостроителей и работников предприятий, комфорте и безопасности, которые затем были преобразованы в концепции художников. Одна из показательных работ — проект художника из Махачкалы Андрея Калугина «Большой маленький мир». Автор поднимает тему единения человека и природы, изображая мальчика, который сажает цветок и приобщается к окружающему миру. Юноша, что садит цветок сегодня, делает вклад в общее будущее.
Другая форма коммуникации осуществляется уже на этапе реализации работы в пространстве. Горожане хотят участвовать в формировании облика города: это важно это понимать, чтобы эффективно включать их в процесс.
Неравнодушные люди — это фундамент паблик-арт программы.
Во время реализации проекта мы познакомились с девушкой, чьей давней мечтой было создание муралов и работа с крупной формой на улице. Ей удалось поработать вместе с художником Андреем Калугиным. Эльвира Хасаншина с самого начала программы активно участвовала в ее реализации, вместе с командой исследовала город. Кроме того, ее мнение легло в основу общего брифа программы. Когда началась работа над одним из муралов, Эльвира пришла посмотреть на технику работы художника, а в результате часть картины нарисована ее кистью. После этого Эльвира получила приглашение работать еще на нескольких объектах в Нижнекамске, и у нее вырос неподдельный интерес к уличному искусству.
«Твой яркий спорт», Хот
Локальная идентичность
Сейчас, когда тема локальной идентичности особенно популярна, важно разбираться, как с ней работать и зачем это нужно. В нашем понимании это прежде всего развитие социальной ответственности за то место, где ты рос и живешь; новое понимание личного пространства, ведь наша ответственность не заканчивается за порогом квартиры. В проектах STENKA мы много работаем непосредственно с историей города. Например, на работе «Запуск» изображена фотография, сделанная 23 июня 1967 г. В этот день состоялся розжиг газового факела на первой установке «Нижнекамскнефтехима» — ЦГФУ: таким образом мурал отражает важную веху в истории места.
«Запуск», STENKA
У аудитории есть запрос на трансформацию городской среды, созданной в эпоху пятилеток и государственных планов. Уличное искусство — это один из инструментов совершенствования среды вокруг без глобального вмешательства в инфраструктуру. Это возможность изменить отношение к городу, наделив его новыми ценностями.
На обложке: «Фазы луны», Рустам QBIC.