Дизайн и Ремесло: конкурс дизайна для народных промыслов
11 февраля 2019 года стартовал конкурс «Дизайн и Ремесло». От участников ждут концепцию продукта или серии продуктов — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на серийный выпуск предприятиями народных художественных промыслов Нижегородской области. Темы конкурса обозначены по названию промыслов: семёновская хохломская роспись, сёминская хохломская роспись (отличия – в производственных возможностях и стилистических особенностях: у семеновской хохломы есть токарное производство и печи обжига для пищевой посуды, а в семино — отличная столярка; орнаменты семёновской росписи это ягоды земляники, рябины, крыжовника, а яблоки или малина – это сёминская роспись), городецкая роспись (разновидность русского лубка), прорезная вышивка «Нижегородский гипюр» и чернолощёная керамика.
Подать работу на конкурс можно до 15 апреля, общий призовой фонд – 1,5 млн. рублей. Кроме того, предположительно во второй половине мая дизайнеры смогут съездить в Нижегородскую область, чтобы сделать там свои прототипы вместе с мастерами.
Один из кураторов проекта, Владимир Самойлов, объездил шесть промыслов в радиусе в радиусе 100 км от Нижнего Новгорода и рассказал нам об особенностях НХП и их непростой судьбе.
Владимир Самойлов дизайн-эксперт, тренд-аналитик в области дизайна и технологий, обладатель международной премии по промышленному дизайну RedDot Design Award.
У НХП есть несколько особенностей. Во-первых, это территория, в пределах которой исторически сложился и развивается народный художественный промысел. Это как коньяк или пармезан. Во-вторых, это традиционная техника: роспись определенными красками, использование определенных узоров, работа с определенными материалами. И в-третьих, это индивидуальное вмешательство мастера – обязательно. Нельзя рисовать хохлому через трафарет – это будет механическое воспроизведение, и оно не будет считаться аутентичным.
Слева – хохломская роспись по дереву (Семёнов),
справа – хохломская роспись по дереву (Сёмино).
Классические произведения НХП утверждают на художественных советах. Первый уровень худ. советов – областной, второй – московский. При этом прописанных критериев, которым должна соответствовать, например, традиционная хохлома, нет. В худ. советах состоят главные художники промыслов, и они решают, относить какой-то предмет к НХП или к разряду сувениров, на основе собственного большого опыта. Иногда бывает, что областной совет утверждает предмет, а московский – нет.
Утверждать изделия нужно, чтобы войти в программу гос. поддержки народных промыслов. Она заключается в том, что производству компенсируют часть расходов на электричество, аренду и закупку материалов. Для этого нужно выполнять определенные условия: в объеме продаж у производства классические изделия промыслов должны составлять не менее 50%. Придерживаться этого соотношения сложно, потому что классические изделия НХП не очень хорошо продаются. Фабрики стараются балансировать между классическими произведениями и сувенирной продукцией.
Большая проблема современных промыслов – в отсутствии молодой крови. Если раньше традиционная хохломская роспись была частью реального быта, сейчас она никак не взаимодействует с реальностью, существует в собственном абстрактном мире. Главные художники промыслов слабо представляют, чем сейчас живет современный дизайн и какие коллаборации между дизайнерами и ремесленниками существуют.
Слева – городецкая роспись по дереву, справа – вышивка «Нижегородский гипюр».
А между тем у промыслов существует огромный потенциал, который можно использовать в современном дизайне. Я был в Музеях народных художественных промыслов в Семёнове и в Нижнем Новгороде, и не мог оторваться, глядя на хохлому начала 1900-х. Она идеально вырезана – как современный автомобиль. Линии, форма, перетекание одного в другое – этим невозможно не любоваться. Кроме того, в этой хохломе было все то, чего хотят добиться современные дизайнеры, например, там есть предметы, выкрашенные в один цвет, где хохломской узор – только акцентный элемент. Все, что дизайнеры хотят придумать сейчас, уже тогда было.
Современные промыслы – совсем другие. Я разговаривал с мастером-керамистом, и он показывал мне два кувшина: один – 1935-го года, второй – 1942-го. Разница между ними колоссальная. В военные годы взрослых мастеров, которые работали с керамикой, забрали на фронт, и их место на производстве заняли дети, которые ничего не умели. При этом оборот не сбавляли, напротив, продукции нужно было делать вал. После того, как упало качество, испортилось и отношение к работе. А поскольку мастеров не стало, никто не мог прийти и сказать, что так нельзя, это криво и некрасиво. Произошел разрыв поколений, и он присутствует до сих пор.
Задача конкурса заключается не только в том, чтобы запустить в производство новый продукт, но и в том, чтобы помочь дизайнерам найти общий язык с производствами. Сейчас между ними существует разрыв. Дизайнеры, может, и рады что-то поделать руками, но никто не знает, с кем из мастеров и производств это осуществить. Мы как раз хотим изменить что-то в этой смычке дизайна и крафта.
Чернолощеная керамика (Балахна).
Сотрудничество с дизайнерами привнесет в промыслы новую эстетику, разбавит провинциальный взгляд на то, чем они занимаются. Они ведь не отрицают нового, они все очень открытые и комфортные.
Конкурсные задания прописаны достаточно подробно, с историческими справками и техническими параметрами производства. Но если участнику информации будет недостаточно, он может связаться с нами, и мы выясним детали на производстве.