Что посмотреть: 9 «дизайнерских фильмов» по версии Элис Росторн
24-27 октября в кинотеатре Anteo Palazzo del Cinema в Милане пройдет Milan Design Film Festival 2019. В преддверие события приглашенный куратор фестиваля, дизайн-критик, журналист International New York Times и frieze Элис Росторн, поделилась своим взглядом на дизайн-фильмы и представила свою подборку работ картин в этом жанре — выбирайте, если еще не видели.
«Став приглашенный куратором фестиваля, я должна была определиться, что такое “дизайнерский фильм”, — комментирует Элис Росторн. — Это фильм, который исследует какой-то из интригующих аспектов дизайна в формате традиционной документалистики? А может, это фильм, который рассказывает о влиянии дизайна на нашу жизнь? Или фильм, который сам по себе является выдающимся образцом дизайна из-за его декораций, костюмов или тех технических средств, с помощью которых он был создан? Как по мне, “дизайнерский фильм” может отвечать любому из этих критериев или даже всем сразу».
«Одна неделя», 1920
Немая короткометражка «Одна неделя» — дебютный фильм Бастера Китона в качестве режиссёра, он же написал сценарий фильма и сыграл в нем главную роль. Как многие другие фильмы Китона, этот — иллюстрация резкой критики потребительства. Вместе с молодой женой, его герой получает в подарок модель дома, которую, по заверению производителя, можно собрать за одну неделю. Недоброжелатель пары в тайне меняет номера на упаковочных ящиках, и в результате вместо дома с картинки герои собирают странную «химеру» с кривыми окнами и маленькой крышей. В 2008 году фильм «Одна неделя» был выбран Библиотекой Конгресса для занесения в Национальный реестр фильмов США как «культурно, исторически и эстетически важный».
«Две или три вещи, которые я знаю о ней», 1967
Той же теме посвящен фильм Жана-Люка Годара «Две или три вещи, которые я знаю о ней» — режиссер уподобляет потребительство проституции. Рекламодатели здесь — сутенеры, а их клиенты — секс-работники. В случае с главной героиней Джульеттой, которую, кстати, играет Марина Влади, — буквально. Вместе со своим мужем и ребенком она живет дорогой квартире в пригороде, в тайне занимаясь проституцией.
«Красная пустыня», 1964
Столь же безрадостной видит роль дизайна (а точнее индустриализации) Микеланджело Антониони. В своем первом цветном полнометражном фильме режиссер изображает индустриализацию как беспощадную силу, из-за которой вырубаются сосновые леса пригородов Равенны — на их месте вырастают фабрики и нефтеперерабатывающие заводы, и пока природы погружается в токсичные пары, герои погружаются в отчаяние. Отдельное внимание Антониони уделяет звуковому загрязнению: в одной из сцен диалог между героями невозможно расслышать из-за шумов на фабрике. Удивительно, что еще в начале 1960-х годов итальянец почувствовал, какой проблемой загрязнение окружающей среды станет в будущем.
«Бесчеловечность», 1924
Что касается фильмов, в которых дизайн — главный инструмент в создании визуального ряда, француз Марсель Л’Эрбье был пионером в этой области. В 1920-х годах он нанимал художников-авангардистов, архитекторов и дизайнеров для работы над своими немыми картинами. Режиссер хотел доказать, что фильм может быть развлечением для масс и «визуальной поэзией» одновременно. Апогеем стала картина «Бесчеловечность» — уникальное сочетание современной мелодрамы и научной фантастики. Работая с талантливым бразильским дизайнером Альберто Кавальканти, который впоследствии стал успешным кинопроизводителем, Л'Эрбье убедил одного из ведущих французских архитекторов ар-деко Робера Малле-Стивенса спроектировать для картины роскошные декорации. Художник Фернан Леже спроектировал научную лабораторию, кутюрье Поль Пуаре разработал костюмы, а стекольщик Рене Лалик — реквизит. Фильм провалился, но даже самые строгие критики признавали: визуально он был роскошным.
«В прошлом году в Мариенбаде», 1961
Вслед за Л’Эрбье и другие режиссеры начали делать упор на эстетский визуальный ряд своих картин. Одним из них был молодой французский режиссер Ален Рене. В своем изысканно стилизованном фильме 1961 года «Последний год в Мариенбаде» он использовал видеофрагменты, снятые в различных местах в Мюнхене и его окрестностях, включая дворцы Нимфенбург и Шляйсхайм.
«Город Чандигар», 1966
Что касается документальных фильмов о дизайне, «Чандигар» — лучший в своем роде. Снятый швейцарским режиссером Аленом Таннером и рассказанный британским искусствоведом Джоном Бергером, он иллюстрирует историю строительства масштабного проекта Ле Корбюзье и его двоюродного брата Эдуарда Жаннера. Построенный на границе Индии и Пакистана Чандигарх должен был вместить полмиллиона человек. Таннер начал снимать эту историю в 1966 году, через год после смерти Ле Корбюзье. Показывая невыносимые условия, в которых работали тысячи строителей города (в первую очередь, жара и проливные дожди), он представляет изнанку этого невероятного проекта.
«Легенда о Прюит-Айгоу», 2011
Документальный фильм 2011 года режиссера американского режиссера Чэда Фридрихса рассказывает о строительстве тридцати трех одиннадцатиэтажных зданий в жилом комплексе в Сент-Луисе, штат Миссури — Прюит-Айгоу. Построенный в 1950-х годах комплекс был снесен в 1972 году, всего через шестнадцать лет после завершения проекта. Подобно Таннеру, Фрейдрихс фокусируется на человеческих судьбах, которые стали жертвами этого политически заряженного проекта, но не на строителях комплекса, а на его жильцах.
«Правда об убийцах-роботах», 2018
Инновации в дизайне как новая угроза, с которой нам предстоит столкнуться, — тема документального фильма «Правда об убийцах-роботах», снятого российским режиссером Максимом Поздворкиным в 2018 году. Как следует из названия, в нем режиссер анализирует и прогнозирует политические, экономические, социальные и человеческие риски, связанные с нейроботикой.
«Человек с киноаппаратом», 1929
Последний фильм подборки — в нем есть все признаки «дизайнерского фильма» — «Человек с киноаппаратом». Это немая лента, снятая советским режиссером Дзигой Вертовым и отредактированная его женой Елизавета Свилова. Вдохновленные конструктивизмом, Вертов и Свилова рисуют динамичный портрет раннего Советского Союза, используя при этом самые разные кинематографические техники: многократные экспозиции, замедленное движение, стоп-кадры, а также экстремально крупные планы и ускоренные или перевернутые кадры. Зачастую для этого они использовали новые типы оборудования. Фильм оказался слишком радикальным для конца 1920-х годов, но сегодня это один из самых влиятельных фильмов в истории кинематографа.