Баухауз и гончарное ремесло. В поисках нового формального языка
Сейчас все говорят о возвращении ремесла в дизайн, о восстановлении традиций, о ручном, уникальном, а значит – ценном. Но в 1919 году для школы Баухауз актуально было другое движение, а именно – разрыв с традицией в поисках нового формального языка, разработка для массового производства эстетически достойных предметов, их низкая стоимость, а значит, доступность.
Руководитель и идеолог новой школы в Веймаре Вальтер Гропиус поставил задачу организовать керамический класс. На пустом месте это было невозможно, поэтому была найдена недалеко от Веймара гончарная мастерская в небольшом городке Дорнбург-на-Заале (Тюрингия), был призван Макс Крехан как гончарный мастер и Герхард Маркс как художественный руководитель, выражаясь современным языком, арт-директор. Причем первый никакого отношения к новому искусству / дизайну не имел, это был настоящий ремесленник, профессионал своего дела, а последний никогда не работал с керамикой. Таким образом школа (ее новый керамический класс) училась вместе с учениками: от простой раскраски горшков (в духе Баухауз, минималистично, без особого декора – только полоски или пятна) до создания новой формы, нового подхода, новой эстетики, оказавшей влияние на развитие дизайна в Европе: отход от гончарного круга, разработка технологии отливки, создание первых прототипов для серийной продукции.
Модулярный подход – одна из особенностей формального языка Баухауза. Этот способ был характерен для многих, в том числе для Теодора Боглера: в 1923 году он создал Мокка-машину, тогда же появился его конструктор-сервиз из пяти частей для экспериментального дома «Haus am Horn», проекта школы Баухауз, предназначенного продемонстрировать публики новый тип жилья, новый революционный тип быта. Органические формы были характерны для Отто Линдинга, но в сильно редуцированном виде. Вазы, созданные им повлияли в дальнейшем на массовую продукцию.
Гончарная мастерская Дорнбург, будущий музей керамики Баухауз.
Разработанный в Дорнбурге метод отливки и полученные прототипы школа демонстрировала на выставках, аналогичных современным дизайнерским салонам, предлагала известным фарфоровым мануфактурам свои модели для последующего запуска в производство.
Керамический класс в тюрингском Дорнбурге просуществовал только пять лет. Знаменитые керамисты, окончившие этот класс и повлиявшие на развитие мировой керамики – Теодор Боглер, Отто Линдиг, Маргерита Фридлэндер, Вернер Бурри и другие. После переезда в Дессау керамика больше в школе Баухауз не преподавалась. Но революционные дизайнерские идеи продвигались дальше. Маргерита Фридлэндер, первая в Германии женщина-керамист, преподавала керамику в высшей школе в Халле с 1925 по 1933 год. А еще один из первых выпускников школы, Отто Линдиг, до 1930 года еще вел керамический класс в рамках Веймарской высшей школы ремесла и строительства, а затем как частный мастер в том же Дорнбурге.
В руках будущего директора музея – соль, которой пользовались во времена Баухауза.
Если бы эта историческая мастерская оказалась на территории Западной Германии, от нее уцелело бы немногое – старое оснащение сменили бы на новое, натуральные глазури (соли) заменили бы простыми в производстве составами, стены бы перекрасили. Но социализм прошел стороной, гончары оказались никому не нужны. Они по-прежнему вращали круг и отливали в формах глину на том же оборудовании, что было в начале 1920-х, и так дотянули до падения стены и до 100-летия Баухауза. Поэтому, когда керамический музей в соседнем с Дорнбургом городе задумался о создании филиала, он нашел все в абсолютно аутентичном состоянии. Вплоть до: «вот гончарный круг, на котором Теодор Боглер слепил свою первую вазу». И теперь эта гончарная мастерская может быть восстановлена, причем с целью (помимо музея), совершенно противоположной той, изначальной, баухаузовской. А именно: есть идея запустить гончарные курсы, которые вернут дизайн «на землю», обратно к ремеслу.
Удивительным образом, но и на территории капиталистической Западной Германии сохранилась рекреация, где выжил дух школы Баухауз, с одной стороны, и ремесленное производство на самом высоком качественном уровне, с другой. Это монастырь Мария Лаах в горном массиве Айфель, в провинции. Судьбе было угодно, что один из самых блестящих выпускников керамического класса Баухауза, Теодор Боглер ушел в 1927 году в монастырь. Там он возглавил керамическую мастерскую, в которой работал и обучал учеников-монахов полностью в традициях своей alma mater. К счастью, его наследие можно было увидеть. На территории монастыря в течение полугода работала выставка произведений Боглера. Керамика была представлена в помещениях, освещаемых лампами школы Баухауз (оригиналы тех времен) и среди мебели, созданной по проектам выпускников школы.
В гончарной мастерской до сих пор выпускаются чайники, чашки и вазы, созданные Теодором Боглером, изготавливаются лимитированные серии посуды и декоративных предметов, а также проводят мастер-классы – можно записаться на керамический курс.
Сайт будущего музея Керамической мастерской школы Баухауз в Дорнбурге-на-Заале, посещение возможно по предварительной записи: bauhaus-keramik.de
Монастырская керамическая мануфактура Maria Laach: www.maria-laach.de