
Бамбук и береста: обращение к ремеслам как один из современных дизайн-трендов
Обращение к ремеслам – один из важных современных трендов, который развивается параллельно современным технологиям и инновациям в дизайне. Дизайнеры все чаще обращаются к традициям своих предков, чтобы представить их в современной интерпретации, и делают актуальные предметы, не лишенные исторической составляющей. Чего только стоят лампы из засушенной акулы, выпущенные исландцами Dögg Design, или градиентная мебель ливанского дизайнера, выполненная с использованием старинной технологии плетения соломы. Рассказываем о не менее интересных проектах, в которых ультрасовременные технологии производства уступают место традициям, и главных материалах, которые дизайнеры используют для своих проектов.
Бамбук
Современных дизайнеров бамбук привлекает своей красотой, культурными коннотациями и экологическими показателями – бамбуковые рощи производят на 30% больше кислорода, чем деревья. Пионер в переосмыслении бамбука – японец Кенго Кума. Одна из знаковых работ архитектора – «Great (Bamboo) Wall», горная вилла, построенная 15 лет назад у подножия Великой стены. Вместо сплошных стен здесь – экраны из выставленных в ряд бамбуковых тростей, которые пропускают свет и делают интерьер визуально более воздушным, прозрачным.

«Great (Bamboo) Wall», Кенго Кума
Кенго Кума стал одним из главных участников первой Международной биеннале бамбуковой архитектуры, а но самый, пожалуй, интересный проект выставки – бамбуковый павильон «Camboo» итальянских архитекторов Luca Poian Forms, ошеломительное сооружение без единого избыточного элемента. Математически выверенная форма павильона создает ощущение легкости и динамичности конструкции, а основу постройки составляет цельная бамбуковая балка, которая полностью огибает его силуэт.

«Camboo», Luca Poian Forms
От архитектуры – к мебели. Бамбук используют не только при строительстве, но и для создания устойчивых и экологичных предметов мебели. Один из таких проектов принадлежит дизайнеру Стефану Диез. Над коллекцией мебели «Soba» он работал в партнерстве с некоммерческой японской организацией Japan Creative. Столы и стулья выполнены из натуральных необработанных бамбуковых стеблей, а чтобы собрать мебель, нужно продеть шнуры через трости и связать вместе отдельные части. Сборка мебели занимает всего несколько минут, а ее необработанная поверхность постепенно меняет цвет от светло-зеленого до серого. Дизайнер намеренно решил использовать необработанные стебли растения – чтобы подчеркнуть его природную красоту и способность меняться с течением времени.

«Soba», Стефан Диез
Пальмовые листья
Чтобы создать свою линию мебели, швейцарские дизайнеры Джули Ригос и Николя Ле Мойнье объединились с мексиканскими ткачами, специализирующихся на плетении из пальмовых ветвей. Ригос, переосмыслив технологии ремесла, представила серию экранов, которые могут служить ширмами для зонирования пространства. Ле Мойнье разработал ряд светильников, сочетающих в себе этнические мотивы и современный подход к проектированию. Все объекты отличаются декоративными узорами, образованными за счет переплетения высушенных пальмовых листьев вокруг каркасов из металлических рам.

Ширмы из пальмовых листьев, Джули Ригос и Николя Ле Мойнье
Плетение из пальмовых листьев осваивает и француженка Матали Крассе – свою коллекцию плетеных форм она разрабатывала вместе с зимбабвийскими ткачами. Вместе они сделали несколько декоративных корзин неправильных форм, скульптурное зеркало на тканой подставке и небольшой столик, полностью выполненный из из пальмовых листьев. Технология плетения здесь другая, предметы выглядят максимально традиционно, и их отличает только фантазийная форма.

Плетеные сосуды из пальмовых листьев, Матали Крассе
И все-таки активнее остальных старинную технологию ткачества из памятных листьев осваивают современные африканские дизайнеры. Их проекты – не столько повторение, сколько переосмысление древнего промысла. Яркие подвесные сумки для хранения были созданы дизайнером Беатрис Дюрандар в сотрудничестве с ткачами Ситой Коне, Хилу Нуге и Ситой Саньяном. Дюрандар, кроме того, делает плетеные подвесные и настольные светильники и только в качестве элементов для плетения использует ленты светодиодов – это позволяет взглянуть на традиции ткачества по-новому.

Предметы для хранения и плетеный светильник, Беатрис Дюрандар
Береста
Береста – материал локальный, и предметы из нее до сих пор вызывают недоумение за границей. Тем не менее, один из самых известных «берестяных» проектов активно развивается за границей, в Германии. Автор проекта, уроженка Красноярска Анастасия Кощеева, ставит своей целью возрождение одного из самых древних промыслов, постепенно утратившего свой утилитарный характер. Обращение к традициям дизайнер считает одним из главных секретов успеха российского дизайна за рубежом. Исследуя развитие и упадок берестяного промысла, она выпустила коллекцию берестяных туесов, а затем и берестяных светильников, собранных в серию «Светоч».

«Светоч», Анастасия Кощеева
Похожий проект – у выпускницы Британской школы дизайна Марины Турлай, только на свои берестяные кружки она наносит шрифт Брайля. Проект социальный: с одной стороны, слабовидящие люди получают кружки с надписями, которые могут прочитать, с другой – получают работу: могут написать что-то для себя, либо для других на производстве.

«Berёsta project», Марина Турлай