Архитектура, которая выстраивает культурный путь: опыт Coop Himmelb(l)au
«Архитектура не должна сводиться к функции, ее неотъемлемая часть — это культура и искусство». Так считает команда австрийской студии Coop Himmelb(l)au, в портфолио которой — проекты по всему миру, отличающиеся провокацией, узнаваемым «парящим» стилем и динамичными формами. Руководитель бюро, Вольф д’Прикс, поделился с Design Mate главными принципами, которые его команда использует при проектировании культурных пространств, в том числе в России.
Вольф д’Прикс лидер и главный архитектор бюро Coop Himmelb(l)au
Об особенностях проектирования культурных пространств
Здание театра или музея должно быть привлекательным и вдохновляющим не только для гостей, артистов и персонала, но и для всех горожан. Наша главная особенность при проектировании таких зданий заключается в том, что частные и общественные пространства всегда находятся в равновесии — это новый прием для типологии культурных центров.
При проектировании театра за основу берется пространство главного зала, на которое затем «нанизываются» обслуживающие помещения. Мы начинаем проектирование здания изнутри, разрабатываем сначала наполнение, придумываем, как дать посетителям новые впечатления.
Музейно-театральный комплекс в Кемерове, © Coop Himmelb(l)au
Здания музея, театра или культурного центра создают платформу для встреч, общения и обмена информацией. А обеспечить функциональность, успех постановок или экспозиций позволяет интеграция общественных благ и новейших технологий. Мы с командой стремимся создавать не только культурные комплексы мирового класса, но и многофункциональные городские пространства, где людям будет приятно проводить время и которые станут точкой притяжения для всех горожан.
О том, как вписать архитектуру в окружающий ландшафт
При проектировании зданий мы всегда думаем о том, как создать пространство, которое будет связано с конкретным местом и его контекстом, историей, но при этом будет выделяться на фоне других построек.
Наш визуальный язык всегда остается прежним, вне зависимости от места проектирования.
Русский модернизм и конструктивизм в культурном отношении тесно переплетены с историей европейской архитектуры, и эти направления сильно повлияли на нашу практику. С другой стороны, дух открытого современного общества разработал новые параметры для архитектуры и градостроительства. Сюда же относится и интеграция различных региональных элементов, например, использование локальных материалов или учет климатических условий. Кроме того, в нашей архитектуре отражены особые культурные явления соответствующего региона, такие как искусство и литература.
Музейно-театральный комплекс в Кемерове, © Coop Himmelb(l)au
Так, в проектах, реализованных в Дании, мы использовали бетон местного производства иначе, чем обычно; интерпретировали его в окружающий ландшафт по-другому. В проекте Театра оперы и балета в Севастополе мы применяли белый камень местного происхождения, а также использовали визуальные отсылки к винограду, который распространен в этом регионе. А в проекте культурного центра в Кемерове мы ссылаемся на богатую историю угольной промышленности в элементах здания, напоминающих кристаллы.
Севастопольский художественный музей, © Coop Himmelb(l)au
О трудностях проектирования в Сибири
В строительстве зданий в Сибири ключевую роль играет, конечно, климат. Например, объем теплоизоляции и требования к остеклению зданий создают более сложные условия для реализации. Особенно важен баланс между созданием здания с хорошей теплоизоляцией, которое при этом остается легким, открытым и «прозрачным» для города. Мы всегда думаем о том, как можем использовать неблагоприятный климат для повышения энергоэффективности — в этом нам во многом помогает большой опыт работы с энергетическими концепциями.
Севастопольский театр оперы и балета, © Coop Himmelb(l)au
О том, какую роль играет архитектура в восприятии культурных пространств
Раньше посетители музеев и театров имели доступ только к фойе и зрительным либо выставочным залам. Мы придерживаемся другого мнения: культурный центр в Кемерове, например, уже становится символом города, в нем разместится художественный центр и филиал Русского музея, а расположенный в комплексе ресторан, мы уверены, станет точкой притяжения для всех жителей города. Проект в Севастополе с его большой общественной террасой объединяет оперу и театр, но в то же время становится крупным городским пространством, предназначенном для разных целей.
Dalian Conference Center. Фото: © Duccio Malagamba
В первую очередь, любое здание музея, театра или культурного центра должно соотноситься с тем местом, где оно расположено. Спроектированный нашей командой концертный зал The House of Music музыки в Дании, например, стал катализатором развития набережной и городской инфраструктуры всего Ольборга.
Busan Cinema Center. Фото: © Duccio Malagamba
Проекты Dalian Conference Center в Китае и Busan Cinema Center в Южной Корее тоже стали символом места, в котором они расположены, а во многом и отправной точкой в развитии городов.
На обложке: Музейно-театральный комплекс в Кемерове, © Coop Himmelb(l)au.