Не только черный: архитекторы и их дресс-коды
Несколько лет назад в издательстве Springer Wien New York вышла маленькая шутливая книжка «Почему архитекторы носят черное?». Автор, Кордула Рау, задала этот вопрос сотне ведущих архитекторов, включая Рема Колхаса и Петера Цумтора, и получила самые разные, порой совершенно бессодержательные ответы («Не знаю!», – говорит непостижимый Константин Грчик). Стереотип об архитекторах, облаченных с ног до головы в черное, действительно существует, но мы собрали несколько примеров, частично его опровергающих. В этой подборке – дизайнеры, чья одежда куда интереснее черного костюма и является отражением их собственных проектов.
Заха Хадид
«Само собой разумеется, что одежда должна выражать твою индивидуальность, – размышляла Хадид в интервью Наоми Кэмпбелл. – Меня с детства интересовала мода. На самом деле она бежит наперегонки с архитектурой. Мода так же моментально запечатлевает настроение времени». Любимым фэшн-дизайнером Хадид была Эльке Уолтер. Ее нетрадиционные, единственные в своем роде, костюмы с экстравагантными формами мгновенно отсылали к сложным объемам архитектуры самой Хадид. Модельер и архитектор нашли друг друга в 2006 году на Design Miami, и с тех пор Хадид регулярно выходила в свет в сложных причудливых платьях Уолтер. «Обычные люди считают мои дизайны слишком сумасшедшими. Может быть, Хадид тоже немного сумасшедшая, как и я», – говорила об этом Эльке. Но архитектор любила эти платья не только за их схожесть с собственными строениями, но и за невероятную практичность. Она радовалась что синтетические материалы, с которыми работает Уолтер, не мнутся и не портятся от стирки, а сложные объемы с многочисленными слоями и вырезами позволяют носить такую одежду несколькими разными способами, наизнанку, задом наперед или вверх ногами, – одно платье заменяет сразу несколько. В ноябре 2013 года Заха Хадид даже организовывала выставку нарядов дизайнера в Zaha Hadid Design Gallery, и в том же году, кстати, The Guardian назвал архитектора одной из 50 самых стильных людей старше 50 лет.
Майкл Дэвис
Британский архитектор, который построил как минимум два важных здания в Лондоне, знаменитую Арену 02 и Терминал 5 аэропорта Хитроу, особенно прославился тем, что носит исключительно красное. Правило распространяется не только на костюм и рубашки, но и на ботинки, ремни, часы, резинку, которой он забирает волосы в хвост, ручку, которой он пишет, Jaguar, которым он управляет (включая кожаный салон по спецзаказу), и даже коллекцию телескопов. Дэвис придумал себе дресс-код еще в 1972 году, во время работы над проектом Центра Помпиду вместе с Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно, правда, тогда архитектор одевался в фиолетовый. Потом кто-то сказал ему, что фиолетовый – это цветовой код для гомосексуалов в Париже, и по дороге домой Дэвис купил три красные футболки и красные штаны. С тех пор он носит только красное, и нисколько не сожалеет об этом. «Когда я в Шанхае, – говорит архитектор, – все хотят сфотографироваться со мной, потому что в китайской культуре красный это цвет удачи; а когда еду в Америку, таможенники в аэропорту узнают меня и пропускают вперед очереди».
Карим Рашид
В 2017 году промышленный дизайнер Карим Рашид основал вместе с главой архитектурной фирмы Алексом Лойером Хьюзом компанию Kurv Architecture D.P.C. и стал стал брать заказы на архитектуру. До этого он работал только с интерьерами и предметами и прославился проектами необычайно живыми и яркими. Привязанность к любимым цветам – белому, салатовому, желтому и, разумеется, приторно-розовому – распространилась и на одежду. 15 лет назад дизайнер пожертвовал все свои черные костюмы от Дриса Ван Нотена и Йоджи Ямамото благотворительной организации, а освободившееся в шкафу место заполнил исключительно белыми и розовыми джинсами, свитерами, костюмами и футболками. Во время церемонии награждения Architizer A + Awards в 2014 году он пошутил, что несколько человек подошли к нему этим вечером с утверждением, будто он одет лучше всех в зале. «Это не сложно, когда вокруг тебя одни архитекторы», – пошутил им в ответ Рашид.
Кадзуё Сэдзима
Японка Кадзуё Сэдзима – основательница архитектурного бюро SANAA и лауреат Притцкеровской премии 2010 года. Пока экспертное жюри отмечает «кажущуюся простоту» ее построек, скептики закатывают глаза, мол, Сэдзима умеет работать исключительно с белым цветом, разбавляя его периодически стеклом. Архитектор и правда построила немало белых зданий, в том числе Новый музей современного искусства в Нью-Йорке и учебный центр Rolex в Лозанне, но уверяет, что дело не в цвете, а в визуальной легкости, которую он дает. Прозрачность и воздушность, свойственная ее проектам, читается и в выборе одежды. Сэдзима часто носит белое, любит кружева и орнаменты и часто дополняет образ стеклянными бусами.