Амир Идиатулин об исследовании рынков Китая, Центральной Азии и Ближнего Востока и умении использовать шансы
Амир Идиатулин — основатель и руководитель архитектурного бюро IND architects. С 2008 года его команда реализует проекты жилых, коммерческих, социальных зданий и интерьеров, мастер-планы городов и территорий. Бюро базируется в Москве, имеет офисы в Бишкеке и Дубае, а также активно продвигается на рынках других стран.
Работа на зарубежных рынках, помимо развития безусловных международных компетенций в архитектуре и дизайне, — это еще и большой управленческий вызов.Амир Идиатулин архитектор
Наш путь на международном рынке начался сразу после создания компании в Москве. Я всегда думал, что открываю собственное бюро как международное; предполагал, что мы будем достаточно конкурентоспособны для работы с иностранными заказчиками.
Я родом из Киргизии, учился и работал в Бишкеке, поэтому первый зарубежный офис IND мы открыли именно там. У меня сохранились партнерские связи и клиенты, с которыми мы продолжили сотрудничество. Это представительство — наш крупный полноценный офис, в котором сейчас работает порядка тридцати человек. Он также остается нашей главной площадкой для работы с рынками стран Центральной Азии.
Активно выходить на другие международные рынки мы начали с Китая. Наша сотрудница переехала в Азию и предложила IND принять участие в китайском архитектурном конкурсе. Мы разработали красивый и интересный проект музея Xingfu Village Pan-Museum в китайской провинции Сычуань. На конкурсе мы заняли первое место среди более чем 130 проектов-участников и начали переговоры по реализации концепции. Параллельно занимались конкурсным проектом иммерсивного театра Кайфэн, тоже в Китае, где получили главный приз.
Команда IND уже готовилась открывать представительство в Китае, потому что было сложно развивать бизнес за рубежом без физического присутствия компании в стране. Но эти два проекта пришлись на самое начало пандемии. Ограничения в Китае были, пожалуй, самыми жесткими в мире. Мы не понимали, как долго продлится этот кризис, как реализовывать проекты в сложившейся ситуации. К тому же финансирование проектов приостановили, поэтому планы на открытие представительства в Китае нам пришлось перенести. Мы разместили разработанные проекты на сайте и продолжили работу на рынке России и стран СНГ.Полгода спустя нам поступил запрос с Кипра. Клиент заинтересовался проектом того самого иммерсивного театра Кайфэн: он как раз искал решение для создания Музея музыки на Кипре. Мы успешно справились с проектом, и сейчас он находится на стадии реализации.
Эти успехи укрепили уверенность команды в необходимости продолжать исследование новых рынков, поэтому мы поехали в командировку в Дубай. Там тоже приняли участие в архитектурном конкурсе на строительство большой инновационной школы, где заняли первое место, а сейчас ведем активные переговоры о дальнейшей реализации. В Дубае я встретился с ведущими девелоперами, посетил ряд проектных выставок и установил контакты с партнерами.
Мне стало очевидно, что, хотя у нас пока нет громкого международного имени, наши проекты, благодаря предварительным исследованиям, креативности и качеству проработки, получают высокую оценку, вызывают интерес девелоперов и подтверждают опыт и компетенции команды.
Эти события подтолкнули нас к решению укрепиться на рынке стран MENA (Middle East and North Africa) и открыть представительство в Дубае. Мы полны решимости для дальнейшего роста и успешной реализации на международной арене.
Работа на зарубежных рынках, помимо развития безусловных международных компетенций в архитектуре и дизайне, — это еще и большой управленческий вызов. Нужно развивать навыки кросс-культурной коммуникации с учетом всех особенностей локальных традиций, потребностей бизнеса и устоев общества, понимать правила игры и, кроме того, работать в сверхконкурентной среде.
Также это требует сильной маркетинговой стратегии, над созданием которой мы сейчас работаем. Мы диверсифицировали наш контент для разных рынков и аудиторий, продвигаемся в соцсетях, наиболее значимых для локальных бизнес-сообществ, в этом году начинаем участвовать в крупнейших ближневосточных выставках.
Развитие, на наш взгляд, — это не какое-то глобальное монументальное действие, а привычка делать маленькие шаги каждый день.
Мы ставим конкретные и достижимые цели, каждая из которых по цепочке приводит нас к новым проектам на международном рынке. Недавно мы сформулировали новую бизнес-цель — в трехлетней перспективе 50% прибыли бюро должны приносить международные проекты. Это амбициозно, но достижимо. Это укрепляет наши позиции и в России, потому что работа за рубежом — она как высший профессиональный экзамен для архитектурного бюро.
На обложке: проект музея Xingfu Village Pan-Museum.