Арсений Бродач о том, зачем бренду Delo производить предметы в Турции и как осваивать глобальные рынки
Основанный Арсением Бродачем петербургский бренд Delo востребован не только в России, но и в других странах. За последние годы команда отправила несколько заказов в Европу, выпустила один из своих стульев в Аргентине, а также поучаствовала в Миланской неделе дизайна. Недавно марка совместно с локальными партнерами организовала производство в Турции, откуда отправляет предметы в другие регионы.
Возможно, однажды мы создадим еще один бренд, который будет работать вне России.Арсений Бродач дизайнер
C самого начала моего пути как дизайнера я был ориентирован на мировой рынок. В 2019 году мы только начали проявлять себя как бренд, но у нас уже периодически появлялись заказы из Европы, некоторые из которых мы успели произвести и отправить. Запросы были и из других стран и континентов, но из-за сложностей с логистикой большинство этих заказов не состоялось. Затем наступила пандемия, логистические цепочки усложнились еще сильнее, и энтузиазм у наших зарубежных заказчиков стал угасать. Мы не теряли время, работали над новыми коллекциями и развивали производство, постепенно наращивая свое присутствие в российских проектах.
В конце 2021 года мир начал оживать, публичные события возобновились. Мы решили продолжить свой путь в Европу и подали заявку на участие в Миланской неделе дизайна. Февральские события сильно изменили контекст: Милан нас принял, в выставке мы поучаствовали и хорошо провели время, но большого стратегического смысла в этом уже не было, так как из-за санкций экспорт мебели из России стал невозможен, и мы не могли предложить публике ничего, кроме как возможности посмотреть на наш дизайн.
Я долго и усердно выращивал собственное производство и бренд, так как понимал, что это даст мне творческую свободу и возможности, о которых только мечтают многие дизайнеры, работающие на компании.
Только с собственным производством возможно действительно контролировать качество продукции и сроки изготовления, оперативно делать прототипы и менять что-то в уже существующих продуктах.
Конечно, мы делаем не 100% работы сами — у нас много партнеров, которые производят отдельные детали или обрабатывают их. Чтобы найти хороших партнеров и наладить работу с ними, нам тоже потребовались годы.
Предметный дизайн — это долгий путь. С момента появления моей первой мастерской прошло почти десять лет. Все эти годы мы получали опыт и обрастали производственными возможностями, опираясь на которые мы планировали осваивать мировой рынок. В 2021 году я начал задумываться об открытии офиса и шоурума в какой-нибудь из европейских столиц. Но мы попали в ситуацию, когда все наши производственные возможности оказались запертыми в России, и стратегию пришлось менять.
Сам я еще не определился, в какой стране хочу поселиться, и пока просто путешествую. Но производство мы уже много месяцев осваиваем в Турции. Мы объездили многие города с производственными кластерами. Как правило, они расположены по виду ремесла: есть город мебели, город керамики, город текстиля. Развитию промышленности способствует государство и всячески поддерживает производителей, особенно тех, которые работают на экспорт, — это существенная доля экономики страны. Им бесплатно дают землю под строительство цехов, субсидируют покупку оборудования, дают налоговые льготы и привилегии. Производители создают рабочие места, и города в турецкой глубинке развиваются.
Мы побывали на сотне производств: к некоторым пришли по рекомендации, некоторых нашли на гугл-картах, к другим просто зашли с улицы.
С некоторыми из них начали делать образцы наших предметов, но это оказалось непросто. Сначала мы адаптировали наш дизайн под их технологии. В Турции другие материалы, со своими особенностями, например, металл других сечений и другая древесина, другой крепеж и так далее. У них по-другому построен производственный процесс — те элементы мебели, которые мы производим одним способом, они производят другим, и это может быть нецелесообразно. В основном производства крупные и работают только с большими тиражами предметов — от 300-500 штук, если это стул, от 1000-2000 в случае одежды и от 10 000 — керамики.
Турки не любят торопиться. Образцы стульев в соответствии с нашими чертежами и в желаемом качестве мы получили с пятого-шестого раза. Чтобы посмотреть на предметы своими глазами, нам нужно было ездить 500 километров на машине из города в город. Спустя полгода таких путешествий, мы, наконец, перешли к производству минимальных партий изделий. Сейчас у нас в производстве 4 вида стульев, один стол, диван, стаканы, полотенца и кое-что из одежды.
В России мы выпускаем около 200 разных товаров. Чтобы воспроизвести все это в Турции, нам понадобятся долгие годы и серьезные инвестиции.
Также в Турции есть такие производственные ресурсы, которых в России нет вовсе: например, мы запускаем стул целиком выполненный из гнутоклеенной фанеры. В России такой предмет производить серийно негде.
Часть предметов, которые мы сейчас изготавливаем в Турции, поедет в Россию, часть будет оставаться там в ожидании возможных рынков. В этом плане Турция расположена очень удобно и, к счастью, с другими странами сохраняет хорошие отношения. Оттуда можно отправить товар в Россию, Европу, Азию и Америку. Также удобно, что Турция находится в том же часовом поясе, что и наша штаб-квартира в Петербурге. С большой разницей во времени я был бы рассинхронизирован с сотрудниками и не мог бы оперативно включаться в работу в России.
Наш путь существенно осложняется тем, что ввиду политических трендов многие европейские компании стараются избегать профессиональных контактов с компаниями из России. Мы не скрываем происхождение бренда Delo, и это было бы сложно, так как соцсети мы ведем на русском, и наши адреса легко гуглятся. Так, нам деликатно отказали в участии Стокгольмской неделе дизайна, London Design Fair и Maison&Objet.
Возможно, однажды мы создадим еще один бренд, который будет работать вне России, но пока это кажется мне абсурдным и нецелесообразным. В конце концов, мир большой, и кроме Европы и Америки есть и другие рынки. Например, мы уже год выпускаем один из наших стульев с партнерами в Аргентине. Стул Йо можно очень часто встретить в общественных пространствах Буэнос-Айреса.
В ноябре мы собираемся принять участие в Неделе дизайна в Дубае. Там будут представлены некоторые наши предметы, уже ставшие классикой в России, а также несколько новых, дизайн которых мы создавали уже в эмиграции, опираясь на наши турецкие возможности. Однозначной дальнейшей стратегии пока нет — будем развивать производство в Турции, придумывать новый дизайн и искать себя.