Куда летит птица Сирин: платки с узорами по мотивам русского искусства
Основанная в 2013 году марка дизайнерских платков Sirinbird переосмысливает и актуализирует многогранную русскую культуру, вписав ее в современную жизнь. Каждый платок — самостоятельная история, рассказанная на натуральном шелке. Источниками вдохновения для основателя и бренд-дизайнера марки, Ирины Батьковой, служат традиционные росписи, фольклорные мотивы, сказки и даже личность Гагарина. Мы поговорили с Ириной об умной преемственности без копирования, бессмысленных попытках зафиксировать русскую идентичность, о «Первом космонавте» и том, почему она не спешит на запад.
Каждый ваш платок — это история. Как вы обычно строите рассказ, с чего начинаете?
Сначала у меня появляется тема, затем она долго варится в котле информации. Для этого я отсматриваю много материала, читаю. Постепенно в голове начинает выстраиваться картинка, и тогда я сажусь рисовать. Рисую долго: орнамент и стилистика часто формируются уже в процессе работы. Получается, я примерно знаю, что должно получиться, но не знаю, как именно, с помощью какого графического языка. Конечно, каждая такая история, собранная по фрагментам, — это целый мир. Древние орнаменты, их смыслы переплетаются с современными событиями, представлениями, и неожиданно оказывается, что все взаимосвязано, очень закручено и интересно.
Платок в современном мире для кого существует? Какие девушки обращаются к этому аксессуару?
Свою аудиторию мы называем «smart». Эти девушки много работают, зачастую на высоких позициях, они умеют пользоваться информацией и часто бывают on-line. Некоторые из них давно коллекционируют платки известных брендов, кое-кто – страстно. А все потому, что они узнали главный секрет платка: как только научишься его применять, появляется безграничная свобода выбора образа. Платок большой, заметный, формообразующий, и его можно накручивать как угодно – есть сотни вариантов.
К тому же, хороший платок — это искусство, которое хочется собирать. Картины ведь с собой носить не будешь, а раскрашенный в тех же традициях текстиль – пожалуйста. С тех пор, как человек научился переносить изображения на ткани и предметы быта, текстиль стал тем искусством, которое всегда с нами. И это сильно примиряет нас с окружающим миром, делает его лучше. Будь то минимализм или барокко — орнаменты, паттерны или заменяющие их текстуры — человек всегда будет украшать себя и свое пространство, кастомизировать его.
Как с течением времени изменились девушки, которые носят платки? И как меняются платки, которые носят эти девушки?
Раньше орнаменты можно было читать, у них были свои каноны, законы, свой символизм. Поэтому каждый орнамент наносился не просто так, а нес некий смысл, от минималистичных знаков «засеянное поле», «душа», «птица» до сложнейших вышивок и барельефов. Поэтому разные платки носили очень разные девушки. Я думаю, сейчас все эти стили находятся в одном инфопространстве, в едином времени. Посмотрите на моду: рядом могут пройтись три подружки — одна в костюме космонавта из будущего, другая в барочном корсете, третья в унисекс-балахоне. С платками такая же история — они могут быть совершенно разные, все зависит только от того, в какой образ добавлять аксессуар.
То, что Sirinbird это некая элитарность, лимитированность, как-то подстегивает интерес к продукту?
Уверена, что да. Лимитированность означает, что таких вещей в мире будет определенное количество и не больше. Такой платок останется редкостью, его можно носить, можно положить в коробку — он не утратит своей актуальности.
Если в России нет производства, не думали ли вы о том, чтобы уйти на зарубежный рынок и потом «вернуться» в Россию? Тем более, что исторически мы воспринимаем иностранные товары с большим уважением и часто приятно удивляемся тому, что автор имеет связь с Россией.
Когда я начинала Sirinbird, я была графическим дизайнером, бренд-дизайнером с художественным бекграундом и со знанием истории искусств. Мне тогда давали различные советы, в том числе и этот. Конечно, это наиболее быстрый и проверенный маркетинговый ход, но Sirinbird идет каким-то своим, особенным путем. Это, в первую очередь, художественный проект. С помощью платков я рассказываю истории, которые может прочувствовать только человек, рожденный здесь, или тот, кто хорошо знает эту культуру. Безусловно, иностранец тоже интуитивно поймет повествование, но понять всю семантику смыслов он не сможет. Поэтому я и не вижу смысла уходить «туда» и рисовать картинки для базового уровня восприятия, чтобы потом возвращаться «сюда» с глубиной. Я думаю, этот проект может развиваться только «отсюда» «туда», транслируя столько, сколько готов воспринять человек.
Существует ли сегодня некая новая русская идентичность в дизайне?
Мне кажется, мы все зря занимаемся тем, что пытаемся поймать и зафиксировать идентичность. В наш век информационной сингулярности, в эпоху постмодернизма, идентичности все разные, но единовременные: можно так, можно иначе. Главное, поймать смысл, а картинка подбирается, исходя из задачи. Все слои — от черепков до кокошников, от конструктивизма до 90-х и до новейшего времени — это все мы, наша многогранная, многослойная культура. Знаете, так древние представляли конструкт мира, человека: «каждый человек стоит ногами на плечах своих предков, из земли в небо». Я бы сформулировала свой принцип так: «умная преемственность без копирования». Я не верю, что ради изобретения чего-то нового нужно обязательно разрушать старое.
Как вам кажется, с какой идеей Sirinbird знакомит, например, иностранных потребителей?
С идеей, что у нас есть большая и интересная культура: сильная, глубокая, экзотическая, знакомая и незнакомая. Многие мифы и легенды повторяются у разных народов, в каждом контексте они обрастают своими смыслами и красками, но какие-то ноты все равно звучат знакомо, заставляют о чем-то вспомнить, какую-то сказку из детства, возможно, из сборника «Сказки народов мира».
Существует ли такое понятие «узор как искусство»? Как придумать паттерн, который способен пройти сквозь время и не потерять актуальность?
Паттерны — это смыслы, послания. Хорошие смыслы не устаревают. Техника же часто зависит от инструмента, а инструменты имеют ограничения. Представьте, что паттерн освободился от ограничений (кисточек, красок, неудобной для нанесения поверхности) — высвободился конструкт, мыслеформа. Я уверена, что настоящие паттерны — это что-то слишком большое, космическое, вечное, чтобы устареть. Это разговор человека с Космосом, с божественным. Нам надо только бережно пронести такой паттерн через свое время и передать дальше. Переосмысляя и актуализируя.
Среди всех созданных вами узоров, есть ли какой-то любимый? Знаковый?
Я больше всего люблю только что воплотившиеся орнаменты. Каждый из них подчинен своей идее, и я скорее люблю удачное воплощение этой идеи, получившийся платок, который рассказывает историю. В последнее время я любила «Хозяйку Медной горы» (только-только приехал первый напечатанный тираж), но пока тираж печатался и ехал, я нарисовала «Иван-да-Марью», и теперь он у меня в сердце. Долго и нежно я люблю платок «Первый космонавт» — легенду о Сирине и Гагарине. Это первый платок Sirinbird, с него все началось. Мне захотелось рассказать историю о мечте детства: историю о космосе, о космонавте, о русском фениксе – так получился «Первый космонавт», первый платок.