
Аналитическая природа дизайна Formafantasma
В момент основания совместной практики в 2009 году Андреа Тримарки и Симоне Фарресин четко обозначили собственную миссию — изменить представление людей о дизайне. С помощью своих проектов, диапазон которых варьируется от исследований в области материалов и сценографии до пространств и объектов, дуэт стремится способствовать более глубокому пониманию как природной, так и искусственной среды обитания человека. Долгое время команда базировалась между Нидерландами и Италией, а несколько лет назад окончательно перевезла студию в мекку современного дизайна — Милан.
Хотя и Андреа, и Симоне познакомились во время обучения в университете во Флоренции, они решили объединить свои творческие силы в Нидерландах. Так, после окончания дизайнерами магистерствой программы в Академии дизайна в Эйндховене, в 2009 году появилась студия Formafantasma. Примечательно, что спустя время дуэт вернулся в родную альма-матер, но уже в другой роли — в 2020 году Андреа и Симоне возглавили образовательный курс GEO-Design, сфокусированный на социальных, экономических, географических и геополитических факторах, определяющих современный дизайн. Первым проектом Formafantasma дизайнеры называют свою совместную выпускную работу Moulding Tradition, основанную на сицилианской традиции изготовления керамики, а также на вопросах миграции.

Коллекция Moulding Tradition. Фото: Luisa Zanzani
С самого начала совместной дизайнерской практики для Андреа и Симоне основополагающее значение имел нарратив. Само название Formafantasma переводится как «призрачная форма»: так команда воплотила свое представление о том, что форма — это всегда следствие диалога.
Наша деятельность — это прямое выражение нашего диалога. Мы всегда говорим, что работа студии основана прежде всего на словах. Когда вас двое, на первый план выходят идеи, которыми вы делитесь друг с другом, а не формальное качество дизайна.
Сегодня экспериментальный подход дуэта воплощается в авторских проектах, а также в многочисленных коллаборациях с такими брендами, как Prada, Fendi, Hermès, Flos, Artek, и ведущими выставками и культурными институциями, среди которых Salone del Mobile, Vitra Design Museum, Фонд Cartier и другие.

Проект Botanica. Фото: Luisa Zanzani
Метод
Залог цельного визуального языка и тщательно выверенных результатов в практике Formafantasma — упор дизайнеров на контекст, процесс и детали, вне зависимости от типологии проекта. Команду в большей степени интересует происхождение материалов и то, как те или иные процессы могут влиять на будущее дизайна. Работая над конкретным проектом, дуэт всегда смотрит за его пределы и размышляет о глобальном влиянии дизайна на другие сферы, от культуры и общества до экономики, производственных мощностей и экологии. Андреа и Симоне рассматривают ключевую задачу дизайнера не в создании конкретного продукта, а в поиске альтернативных решений тому, что предлагает сегодня массовое производство. Кроме того, еще одну свою миссию дуэт связывает с образованием, с которым так или иначе пересекаются многие проекты студии.

Симпозиум Prada Frames, кураторы Formafantasma
Образование позволяет поделиться некоторыми мыслями и волнующими нас вопросами с будущим поколением, которое переживет нас физически и превзойдет своими собственными идеями.
Проекты
Серия плитки ExCinere для Dzek
Фото: Delfino Sisto Legnani, Marco Cappelletti, Nick Ballon
С помощью этого проекта дизайнеры стремились по-новому интерпретировать традицию использования вулканических горных пород и лавы в архитектуре и строительстве. Коллекция плитки с глазурью из вулканического пепла подходит для оформления внутренних и наружных пространств: изделия напоминают о своем динамичном происхождении и воплощают аллегорию на взаимоотношения человека с неукротимой силой природы.
Коллекция мебели Assab для DISÉ
Фото: Marco Capelletti
Серия деревянной мебели задумана командой и для домашних, и для офисных пространств. В коллекцию вошли стол, консоль, два табурета разного размера, ширма и другие предметы — все изделия отличаются выверенными функциональными элементами и гибкостью.
Сценография выставки THE DISQUIETED MUSES на Венецианской биеннале
Фото: Marco Cappelletti – La Biennale di Venezia
Для выставки THE DISQUIETED MUSES студия разработала модульные декорации, которые можно было легко демонтировать и адаптировать к другим экспозиционным проектам. Команда задействовала в оформлении неокрашенные рамы и столы из фанеры, цветной текстиль, а также черно-белые оттиски фотографий и документов, взятых из архивов Венецианской биеннале.
Сценография выставки Garden Futures: Design with Nature в Vitra Design Museum
Фото: © Vitra Design Museum, Ludger Paffrath, Gabriele Milanese
При разработке этой сценографии дизайнеры стремились перенести распространенную концепцию сада как идеализированного воплощения природы и свободы в домашнюю обстановку. В декорациях преобладают мягкая мебель и ковровые покрытия, которые по задумке дуэта помогают нивелировать грань между природой и культурой.
Выставка и коллекция La Casa Dentro в Fondazione ICA


Фото: Andrea Rossetti, Marco Cappelletti
Во время Миланской недели дизайна-2024 дуэт открыл персональную выставку в Фонде ICA, которая продлится до 19 июля. Куратором экспозиции выступил Альберто Сальвадори. Специально для проекта дизайнеры разработали коллекцию мебели и освещения, в которых они исследуют темы персональной идентичности и коллективной памяти. В частности, в новых объектах студия стремилась отойти от общепринятых канонов модернистского дизайна, чтобы сфокусироваться на их противостоянии со скромными предметами домашнего быта и декора.
Фото на обложке: Annelie Bruijn.