Jimmie Martin. «То, что его заводит»
Джимми Карлссон, 12 лет назад впервые взявший в руки баллончик с краской и расписавший дорогую мебель уличными надписями, поговорил с нами о том, как смотрится в резюме строчка «делал мебель для Мадонны», о вечно творческом Лондоне, а так же о том, чем ни в коем случае не должен вдохновляться хороший дизайнер.
О проекте:Jimmie Martin – это дизайнеры Джимми Карлссон и Мартин Нилмар. С 2004 года британский дуэт создает мебель с изящными резными ножками, позолоченными подлокотниками, декором из кожи, дерева и дорогого текстиля; главная фишка бренда – отнюдь не самое бережное обращение с этими дорогими материалами: полуантикварную мебель украшают граффити, кислотные брызги и разные элементы урбанистики и уличной культуры.
Я узнала про JimmieMartin, когда случайно попала на шоу Мадонны и просто влюбилась в оформление. Заинтересовалась людьми, которые создают все эти необычные штуки, просмотрела список тех, с кем она в последнее время работала – и вышла на вас. Давайте коротко: как это было?
Конечно, это удивительный, ни с чем не сравнимый опыт – поработать с самой знаменитой в мире артисткой. Я был ее фанатом всю свою жизнь, это просто мечта, которая вдруг претворилась в реальность.
На популярности бренда это сильно отразилось?
Не напрямую, возможно. Конечно, такие вещи сильно помогают, и в резюме блеснуть приятно, так что я уверен: эта история еще сослужит нам хорошую службу. То кресло, которое мы сделали для ее выступления на Суперкубке, не очень похоже на вещи, которые мы обычно создаем, все‐таки это реквизит, хоть и в нашем стиле.
А как это вообще получилось: кто кого нашел?
Мы и раньше с ней работали в частном порядке. Однажды я был в Нью‐Йорке и столкнулся с человеком из команды Мадонны, а потом мы встретились, и мне предложили проект. Это носило гриф топ‐секретности в течениецелых двух месяцев, пока это не показали по ТВ.
Ты бы назвал это проектом мечты? Или на ум приходит что‐то более масштабное?
Ну, конечно, работать с легендой – это мечта. Мадонна – удивительная, это для нас великая честь и удовольствие. Хотя все наши клиенты для нас особенные, и ко всем мы относимся одинаково хорошо. У нас есть парочка проектов: как только руки станут посвободнее, возьмемся за целые пространства – у нас как раз появилась небольшая фирма по созданию интерьеров.
С чего начался твой интерес к искусству?
Я ощущал себя творческим человеком с самого начала. Будучи ребенком, я постоянно рисовал и раскрашивал. Меня по‐настоящему привлекали мода и интерьеры: совсем юным я таскался на аукционы с разными антикварными штуками и выискивал выгодные сделки. Потом я вошел в подростковый период и отправился изучать искусство, но это быстро закончилось: меня нашел скаут, и я стал моделью. Вечно мотался по миру, был где‐то между Лондоном, Парижем, Миланом – и так в течение 10 лет. Сегодня в нашей работе вы можете наблюдать микс из тех детских интересов, страстей, которыми я когда‐то горел: мода, интерьеры, искусство.
Лондон, пожалуй, самый творческий город в мире...
Это правда: в Лондоне совершенно невероятный уровень творческой энергии, и именно по этой самой причине я все еще здесь, а ведь прошло уже 14 лет с тех пор, как я сюда переехал. Мне здесь нравится безумно! Это такая кайфовая смесь различных культур, людей, архитектуры, моды, искусства, музыки. В Лондоне можно найти все, что угодно. Очень вдохновляющее и прекрасное место, и к тому же отличная база, откуда можно внезапно соскочить путешествовать по Европе. Здесь все вдохновляет, ты можешь делать что угодно и быть кем угодно – и ничего тебе за это не будет, тебя поймут!
А начинать в такой конкурентной обстановке было не сложно? Там же каждый второй – художник, артист или дизайнер.
Начинать было совсем не сложно. JimmieMartin не планировался как бизнес, проект получился сам собой. Я занимался своей модельной карьерой и ни о чем таком не помышлял, потом кто‐то увидел вещь, которую я сделал для нашего с Мартином тогдашнего жилища. Это привело к тому, что ее выставили в витрине, откуда потом забрали и дали нам взамен престижную награду «Лучший дизайнер года» (UK, 2005), и это при том, что мы не продали ни одной вещи! Так все и началось: появились клиенты, пресса, и у меня больше не осталось времени на то, чтобы продолжать моделинг.
Чем отличается просто хороший дизайн от великого?
Оригинальностью. Если ты делаешь что‐то особенное, уникальное, то у тебя точно все будет хорошо. А вот если ты копируешь чей‐то стиль и не выдумываешь ничего своего, то даже не жди, что это сработает. Чтобы достичь успеха, надо быть лидером, а не последователем. Когда мы начинали свое дело, никто еще не использовал старую мебель и не возвращал ее к жизни, никто не делал граффити на мебели или в интерьере вообще, никто не разрисовывал предметы под «юнион джек», не наносил аппликации собак. Однако теперь... Я думаю, мы точно запустили парочку трендов. Я уже молчу о том, сколько сейчас существует компаний, которые отделывают по индивидуальному заказу старую мебель.
Вы часто используете цитаты в своих работах. На какие картинки или объекты вы разрешаете себе смотреть для вдохновения? Не боитесь случайно что‐нибудь чужое «воссоздать»?
Мы вдохновляемся множеством самых разных вещей: людьми, путешествиями, чем‐то с телеэкранов. Я не ищу это состояние, не разглядываю какие‐то специальные предметы – я просто восхищаюсь тем, что встречаю в реальной жизни. Иногда мы создаем свою версию определенного искусства, но не занимаемся копированием – это не очень‐то уважительно по отношению к другим дизайнерам или художникам. С нами поступали так же, и настолько, насколько это приятно являться предметом вдохновения для других творцов, настолько же это отвратительно, когда у них нет своих идей, и они просто наживаются на чужих работах.
А вы больше художники или дизайнеры?
Я вижу нас скорее дизайнерами и никогда не называю нас художниками. Да, у нас есть вещи, разрисованные вручную, но все же мне комфортнее быть дизайнером. А вообще, мы просто создаем, что хотим и когда хотим, если вдохновляемся чем‐то очень сильно. Нет такого, чтобы мы, например, выпускали коллекцию обязательно в определенное время.
Где грань между креативным дизайном и искусством?
Я думаю, что грань эта очень тонкая – она буквально в глазах самого смотрящего. Мы делаем предметы мебели и интерьерные аксессуары с неким художественным влиянием, подтекстом. И хотя мы создаем просто вещи, которые надо использовать, мы понимаем, что они могут оцениваться как предметы искусства.
Как вы поняли, что тема с граффити в интерьере сработает? Какой месседж вы пытаетесь донести таким приемом?
Один из наших первых предметов был золотым, и поверх мы нанесли граффити‐надпись черным баллончиком: оказалось, что этот дизайн был одним из самых успешных. И сейчас, спустя 8 лет, интерес к такому приему все так же велик, и он сильно повлиял на нынешние интерьерные тренды. Как и со всей нашей мебелью, мы хотели бы использовать данную красивую форму и старые традиционные стили, только дать им новую жизнь в современной отделке; это почти что будущий антиквариат.
Если бы вы закончили какую‐то работу и поняли, что это ваше лучшее произведение, смогли бы вы эту работу захоронить: знать, что ее никто не увидит, и все равно чувствовать удовлетворение, что сделали это?
Ха, нет. У меня бизнес, и еще персонал, и аренда – за все это тоже надо платить. Если я создам что‐то, что мне и самому безумно понравится, я хотел бы, чтобы люди увидели это как можно быстрее. Чтобы однажды эту вещь купили, принесли в дом, которого она заслуживает, и любили бы ее так же сильно, как я.