Назад в прошлое: переиздания легендарных светильников
Технологии в сфере освещения шагнули далеко вперед: то, что дизайнерам прошлого века казалось немыслимым, сегодня – проза дней. И все же, фабрики не перестают обращаться к архивам прошлого, переосмысливая и совершенствуя исторические предметы в современном ключе. Мы собрали пять актуальных переизданий знаменитых светильников – в новом материале, цвете или размере.
Настольная лампа Kiritam Этторе Соттсасса
В этом году выдающемуся итальянцу исполнилось бы 100 лет, и кажется, это самый подходящий повод залезть в архив работ дизайнера и архитектора. Так, в Венеции в июле прошла выставка, посвященная предметам Соттсасса из муранского стекла – многие их них были представлены впервые, – а фабрика Venini решила вернуть в производство настольную лампу, придуманную дизайнером в 1994 году. Плафоны Kiritam спроектированы из муранского стекла, основание сделано из металла. Сама лампа воплощает в себе любовь дизайнера к геометрическим формам и тотемным символам – на создание предмета Соттсасса вдохновило путешествие в Индию. Помимо Kiritam (предмет уже можно купить за € 5,900), в этом году Venini планирует вернуть к жизни и еще одну лампу великого итальянца – напольный светильник Ratrih.
Светильник Borne Béton Ле Корбюзье
Лампу из бетона модернист Ле Корбюзье придумал в 1952 году для своего архитектурного проекта «Марсельская жилая единица». Она должна была освещать пешеходные дорожки вокруг многоквартирного дома. Архитектурные формы и чистые линии лампы стали воплощением авторского стиля, отлитого в бетоне. В прошлом году итальянская фабрика Nemo перевыпустила уникальный предмет. Обновленный светильник визуально почти не отличается от оригинала, есть только два нюанса. Во-первых, в качестве источника света компания стала использовать светодиоды, а во-вторых, Borne Béton обзавелся двумя размерами и выступает теперь в двух ролях: как компактная настольная лампа и как массивный напольный светильник.
Настенные светильники Elysée Пьера Полена
Настенные и напольные светильники Elysée, которые к Euroluce 2017 решила переиздать итальянская фабрика Nemo, были разработаны французским дизайнером в 1970 году для проекта реконструкции трех залов Елисейского дворца. Проект получился спорным: дизайнер затянул комнату штофными обоями кремового цвета, прикрепил к стенам мягкие сиденья и – светильники. Развернутая к стене лампочка, пряталась за тонким отражателем, благодаря чему вокруг светильника формировался ореол мягкого света. Тогда выпуском коллекции Elysée занималась фабрика Verre Lumière, а теперь предметы были адаптированы к современным стандартам компанией Nemo – в качестве источника света начали использовать технологичные светодиоды.
Светильник Taccia братьев Кастильони
В 1958 году итальянские дизайнеры Пьер-Джакомо и Акилле Кастильони задумали сделать светильник, у которого непременно будет пластиковый абажур. Они придумали модель Taccia, но после серии испытаний поняли, что сделать так, как задумано, не получится: пластик сильно нагревался и плавился. Им пришлось отказаться от пластика в пользу выдувного стекла, и именно в таком виде Taccia в 1962 году был запущен в производство итальянской фабрикой Flos. Шли году, технологии совершенствовались, и – появились светодиоды. Представители Flos решили вернуть Taccia задуманный облик и перевыпустили предмет с пластиковым плафоном вместо стеклянного, добавим, кроме прочего, линейку размеров и цветов. Новинку представили на главной ярмарке дизайна iSaloni.
Скульптурный светильник Giova Гаэ Ауленти
Настольная лампа Giova стала в 1964 году для итальянского архитектора Гаэ Ауленти дебютом в области светового дизайна. И каким! Giova это одновременно и аккуратная настольная лампа, и ваза для цветов. Выполненная из выдувного стекла с мелкими пузырьками воздуха, она размещается над прозрачной чашей, внутри которой находится источник света из опалового стекла. Конструкция расположена на металлическом основании. На миланской выставке Euroluce 2017 фабрика FontanaArte представила переиздание легендарного светильника с переосмысленным основанием. Если в оригинальном предмете 1964 года оно было черным, то в светильнике Giova 2017 основание сделано в цвете модной в этом сезоне золотой латуни и – как вариант – серебра.