London Design Festival: пешеходный переход как дизайнерский объект
C 17 по 25 сентября в британской столице прошел London Design Festival, в рамках которого сразу в двух районах города появились нестандартные пешеходные переходы.
Принт-студия Eley Kishimoto украсила одним из своих фирменных рисунков переходы в районе Брикстон. Офис студии расположен в Брикстоне: участники творческого тандема Марк Или и Вакако Кишимото решили далеко не ходить и одарили дизайнерской придумкой родные окрестности.
Фото: www.brixtonbuzz.com
Вместо привычных черно-белых «зебр», традиционно обозначающих место безопасного пересечения проезжей части, благодаря усилиям дуэта на мостовых Брикстона теперь красуется «взрывной» графический принт под названием “Flash” («вспышка»). Этот яркий мотив, в равной мере притягивающий внимание как водителей, так и пешеходов, представлен на нескольких переходах центрального для Брикстона перекрестка в разных цветах: в белом, желтом, синем и даже в тревожно-красном.
На центральном перекрестке Брикстона часто случаются транспортные происшествия с участием пешеходов. Вот что о нем говорится на сайте брикстонской ветви London Design Festival: «Этот перекресток – важный участок на карте Брикстона, здесь всегда были сосредоточены магазины, популярные пабы, большое количество транспорта... Это место сегодня – центр возрождения Брикстона как культурно привлекательного района. На перекрестке очень много машин, велосипедов и пешеходов, так что пересечение улицы здесь может оказаться делом рискованным. Понимание этой непростой ситуации, а также культурной значимости места помогло дизайнерам из Eley Kishimoto найти решение в виде мотива «вспышки», хорошо отражающего настроение всех участников здешнего движения: как водителей, так и пешеходов. Внешний вид перекрестка сигнализирует об опасности, заставляя водителей замедлить ход и вспомнить о пешеходах».
Необычный дизайн переходов имеет для района эстетическую ценность. Сама идея превратить мостовую из чисто утилитарного пространства в зону, где присутствует и неробко бьется творческая мысль, заставляет взглянуть на облик и привычное восприятие городской среды под новым углом. Город перестает быть серым «муравейником», в котором отдых и радость глазу приносят лишь специально выделенные для этого площадки вроде парков и музеев. Городская среда стремится к игре и раскрепощенности, предлагая выход за рамки шаблона в пользу оригинальности и новаторства. В случае с обновленными переходами в Брикстоне, подобная трансформация даже не потребовала больших вложений: новые, стильные «зебры» возникли в районе буквально за одну ночь (узор на проезжую часть нанесли легко и быстро, при помощи трафаретов).
Находчивые основатели Eley Kishimoto не в первый раз выходят со своим творчеством на улицы Лондона: в прошлом и позапрошлом годах, в рамках все того же London Design Festival, талантливые британцы с помощью графических принтов преобразили тротуар перед входом на станцию «Брикстон» лондонской подземки.
Художница по текстилю Камилла Валала превратила переход в другом районе британской столицы в сложносочиненную красочную композицию. Переход Валала еще более интригующий и необычный, чем «зебры» Eley Kishimoto. Если дуэт из Брикстона на всех обновленных переходах ограничился одним графическим мотивом, то Валала, наоборот, заполнила пространство единственной «зебры» несколькими контрастными по форме и цвету орнаментами (знаковыми для ее творчества, как и «Вспышка» для Eley Kishimoto). В то время как переходы в Брикстоне своим броским дизайном сигнализируют о возможной опасности, жизнерадостная «зебра» Валала просто излучает позитивные вибрации.
Однако ни экспрессивные «зебры» Eley Kishimoto, ни разноцветный переход Камиллы Валала не вызвали столь бурную реакцию прохожих, как танцующие огни светофора, которые появились не так давно в Лиссабоне. На одном из пешеходных переходов португальской столицы была установлена интерактивная инсталляция – павильон с датчиками движения, куда мог зайти любой желающий. Танцы случайных прохожих всем на радость в режиме реального времени передавались на панель красного сигнала близлежащего светофора. Обычно стоящий смирно красный человечек на экране светофора - закружился в живом танце.
Лиссабонская инсталляция имеет, в некотором смысле, даже больше привлекательных черт, чем креативные лондонские «зебры»: среди ее преимуществ - интерактивность, то есть возможность любому желающему получить свою минуту танцевальной славы, пусть и на экране светофора, и, конечно же, юмор. При помощи подобных идей дизайнеров и художников город оживает: из нейтральной среды он превращается в интерактивное пространство, наполненное иронией.