Индустриальные сады: новые парки в Барселоне и еще четырех городах мира
В конце 1980-х годов мэрия Барселоны приняла решение снести отжившие свое промышленные здания на территории некогда рабочего района Сантс и организовать на их месте общественные парки. Так возникли наиболее необычные городские ландшафты. Сначала появился Парк индустриальной Испании (Parc de l'Espanya Industrial) с его выразительными постмодернистскими маяками и гигантским железным драконом, выныривающим из искуственного водоема, затем — Парк скотобойни (Parc de l’Escorxador), более известный как Парк Жоана Миро, в центре которого возвышается 22-метровая «Женщина и птица», открытая незадолго до смерти художника. Новый проект типа High Line завершает этот набор.
Парк индустриальной Испании
Проект, названный Jardins de la Rambla de Sants, должен разместиться на месте шести старых железнодорожных линий и обеспечить зеленой зоной городское пространство в районе главного транспортного узла каталонской столицы — вокзала Barcelona Sants. В основании многоуровневого парка протяженностью 800 метров установят железобетонные балки с параллельными поясами и треугольной решеткой, так называемые балки Уоррена — они напоминают классические железнодорожные мосты. Треугольные «окна» внутри балок будут застеклены. Это позволит снизить уровень шума и обеспечит интересный вид на проносящиеся мимо поезда.
На верхнем уровне парка высадят растения: здесь появятся миниатюрные леса и сады, со временем лианы станут живописно спускаться по балкам, а в воздухе разольется аромат жасмина. Наслаждаться этим волшебством архитекторы парка предлагают, прохаживаясь под футуристическими перголами или сидя на гладких деревянных скамейках.
Jardins de la Rambla de Sants
Архитекторы проекта — Серхи Годия и Ана Молино. Годия имеет большой опыт работы с общественными пространствами и говорит, что главной задачей данного проекта было создание «пространства габаритных размеров, которое будет светлым, прозрачным и гармонично впишется в окружающую среду». Новый парк обойдется городу в немаленькую сумму 120 миллионов евро, и это не единственное, за что критикуют проект. В частности, отмечают непосредственную близость верхнего уровня парка и балконов жилых домов вокруг. Впрочем, скорее всего, к Jardins de la Rambla de Sants просто придется привыкнуть, и такой город, как Барселона, наверняка, с этим справится. Все-таки город готовит самую что ни на есть урбанистическую революцию, и новым парком дело не ограничится. Так, в течение ближайших четырех лет город планирует закрыть 70% существующих автодорог и отдать освободившееся пространство жителям.
Барселона не единственная столица, чей проект парка выглядит инновационным. Мы собрали и другие замечательные примеры.
Парк на крыше нового центра транзитных перевозок Трансбэй, Сан-Франциско
Спроектированный бюро PWP Landscape Architecture, этот парк должен компенсировать отсутствие зеленых зон в этой части города. Он задуман как многофункциональное пространство для отдыха (в том числе, активного) и должен стать единым целым со зданием, на котором расположится. Вместе с тем посетитель парка должен забыть о том, что находится не на земле. Для этого архитекторы хорошо поработали над ландшафтом парка, в частности, добавили в него засаженные кустарниками холмы. Предполагается, что парк понравится не только людям, но также станет домом для птиц, бабочек и других насекомых, которые раньше едва ли могли найти приют в центре Сан-Франциско.
Небесный сад Skygarden, Сеул
Сад должен занять старую эстакаду недалеко от сеульского вокзала. Сначала ее планировали снести, а затем решили модернизировать в парк. Проект реализует голландское архитектурное бюро MVRDV. Они планируют высадить вдоль всего моста деревья в алфавитном порядке (чтобы помочь посетителям ориентироваться в парке), разбить цветники, организовать кафе-чайные и цветочные магазины. Кроме того, парк на высоте 938 метров может стать древесным "питомником", где будут выращивать деревья для прочих районов города.
Мост-сад Томаса Хизервика, Лондон
Грант на дорогостоящий проект (175 млн фунтов стерлингов) британский архитектор выиграл еще три года назад. Согласно проекту, мост-сад общей площадью 6 000 кв. метров будет переброшен через Темзу и соединит северную и южную части мегаполиса. Более конкретное расположение моста: между станцией метро Темпл и районом Саут-Банк на другой стороне реки. Несмотря на одобрение со стороны мэра, отношение к проекту горожан неоднозначное: одни утверждают, будто мост закроет открыточные виды Лондона, другие сетуют на столь легкомысленный способ потратить бюджетные деньги, третьи не согласны с концепцией пускать на мост только пешеходов (а как же велосипедисты?) — словом, проект все еще обсуждают.
Холмы Губернаторского острова, Нью-Йорк
Единственный из собранных нами парков, который можно посетить уже сегодня, это четыре искусственных холма, спроектированные голландцем Адрианом Гёзе. Именно отсюда открывается самый впечатляющий вид на Манхэттен. Наклон холмов спроектирован таким образом, чтобы они не загораживали, а открывали горизонт, подчеркивали его удивительные виды.