Графический дизайн
лондонской подземки
9 января 1863 года компания Metropolitan Railway запустила в Лондоне первый в мире подземный поезд на паровой тяге, чтобы соединить два железнодорожных вокзала Паддингтон и Фаррингдон с Сити. Это событие навсегда изменило жизнь Лондона и мира в целом. Через несколько десятков лет многие развитые страны унаследовали от Англии идею строительства собственной подземной железной дороги и, повторяя за Францией, стали использовать для нее имя нарицательное “метрополитен” в честь одноименной железнодорожной компании Англии.
Лондонская подземка стала первым метро в мире, первой перевела поезда с паровой тяги на электрическую, а также первой установила высокие стандарты графического дизайна, на которые впоследствии стали равняться транспортные системы Нью-Йорка, Токио, Москвы и Парижа. Графическая история лондонского метро началась в 1908 году и непрестанно эволюционировала на протяжении десятилетий, став образцом единой визуальной коммуникации.
Логотип
Все началось в конце 19 века, когда ведущая автобусная компания Лондона - London General Omnibus Company - начала переход от лошадиной тяги на двигатели внутреннего сгорания. Желая отразить произошедшие технологические перемены, компания создает новый символ, который выгодно выделит ее среди конкурентов на хаотичных и переполненных улицах столицы. В 1905 году человек, известный истории как “Мистер Крейн”, вдохновленный древнегреческим мифом о Гермесе, боге, дарующем щедрую прибыль от торговли и обладающим талантом быстрого перемещения между божественным и земным мирами, изобрел символ, представляющий собой украшенное крыльями автобусное колесо, пересеченное планкой.
Так родился предшественник культового логотипа лондонского транспорта. В 1908 году адаптированный автобусный символ спустился в подземелье. Он представлял собой сплошной красный диск, пересеченный по центру синей полосой с названием станции. Яркий символ помогал пассажирам найти указатель среди множества рекламных плакатов, которыми были заклеены почти все стены платформ, доступные взору.
В то время в строительстве лондонской подземки принимало активное участие несколько частных компаний, каждая из которых отвечала за строительство разных линий. У подземки не было единого установленного стиля, и каждая компания использовала на своих линиях свои опознавательные знаки и логотипы. Например, на линии Metropolitan Railway вместо круга использовался красный ромб.
Позже руководители компаний, строящих подземку, пришли к решению использовать для нее единое название “Underground”, чтобы сделать удобнее продвижение услуг по подземным перевозкам. Отсюда, к слову, и объяснение, почему лондонская подземка не стала “метро”. В начале 1910-х логотип “UndergrounD”, с прописными буквами U и D, появился на вывесках снаружи станций, на рекламных материалах и на “яблочке”, как горожане прозвали красный круг по аналогии с мишенью (альтернативное название - “кружок”), сделав значительный шаг в сторону связной айдентики.
В 1913 году Фрэнк Пик, отвечавший за паблисити лондонского метро, нанял каллиграфа Эдварда Джонстона, чтобы разработать фирменный шрифт для Underground. Создавая шрифт, Джонстон старался добиться абсолютной функциональной четкости, используя самые простые формы из возможных: M - идеальный квадрат, чьи линии под углом в 45 градусов встречаются в самом центре буквы, O - идеальный круг, все буквы обладают схожими чертами.
Шрифт в честь создателя назвали Johnston. Эдвард также переработал существующий логотип, заменив сплошной диск на окружность, и представил точные указания по соблюдению правильных пропорций при дальнейшем использовании нового логотипа. Возможно, это была первая попытка в истории создать руководство по графическим стандартам, нечто вроде предшественника современных бренд-буков.
В 1933 году частные транспортные компании Лондона вошли в состав Департамента лондонского пассажирского транспорта (LPTB) - независимую государственную корпорацию, отвечающую за весь общественный транспорт Лондона. Компания ввела в обращение новый логотип, не имеющий ничего общего с вариантом Джонстона.
К счастью, его жизнь длилась всего несколько месяцев. Фрэнк Пик, ставший к этому времени генеральным директором LPTB, настоятельно рекомендовал вернуться к предыдущему варианту. Немногим позже LPTB изменила имя на London Transport, а в 1947 году, после Второй Мировой войны, компания была национализирована. Гарольд Хатчисон, отвечавший за PR в London Transport, повинуясь тенденциям современного графического дизайна с одной стороны и послевоенными экономическими причинами с другой, упростил логотип и свел все указатели станций к единому стандарту, в частности все буквы стали одного размера, а сам логотип стали печатать на едином прямоугольном листе.
До 1957 года, опять же по рекомендациям Хатчинсона, надпись “Underground” была заменена на “London Transport”, но в остальном логотип с того времени уже не подвергался значительным переменам. В 1970-х в связи с развитием офсетной печати фотонабор вытеснил металлические и деревянные литеры, для которых изначально создавался шрифт Johnston, поэтому в 1979 году шрифт был изменен на обновленный New Johnston, который используется по сей день. В 2003 году лондонская подземка стала частью государственной организации Transport for London (TfL), в которую вошло большинство транспортных услуг Лондона, включая такси и водные виды транспорта, а каждый вид транспорта получил свой “кружок” определенного цвета.
Схема
1908 год был знаменателен не только внедрением “яблочка”, но и созданием единой карты для всех существующих линий метро. До этого момента для каждой линии существовала отдельная брошюра. В версии 1908 года каждая линия сохраняла свои реальные изгибы, станции были отмечены в соответствии с их географическим положением, а на фоне отображалась полупрозрачная карта лондонской поверхности. На ранней карте сложно было опознать места пересечения линий и сама ее структура могла легко запутать любого пассажира. К концу 20-х эту проблему удалось частично решить, изобразив карту на светлом фоне, но чем больше разрасталась подземка, тем больше ее линии становились похожи на гигантскую водоросль, теряя удобоваримый вид.
Куда более изящное решение воплотил в 1931 году технический конструктор Гарри Бек. Он создал схематичное изображение линий, расположенных горизонтально, вертикально и под углом в 45 градусов, изменил масштаб карты и расположил станции на равном расстоянии друг от друга, пренебрегая географической точностью ради удобства восприятия. Новая карта была похожа на электрическую схему, скрещенную с полотнами Мондриана, и визуально приближала окраины к центру Лондона.
В 1931 идею Бека не приняли, она казалась слишком смелой и радикальной, но через пару лет схему подвергли небольшим изменениям и согласились выпустить сначала в карманном варианте, а вскоре напечатали и постер. Схема имела огромный успех среди пассажиров подземки и в дальнейшем вдохновила другие страны на дизайн аналогичных карт для своих транспортных систем. Интересно, что никто не поручал Гарри Беку задачу разработать новую карту, это была его личная инициатива, исполненная в перерывах между работой. Говорят, что за дизайн своей схемы Бек получил около 5 фунтов (эквивалент сегодняшних 300 фунтов).
Бек продолжал работать с подземкой на протяжении двух десятков лет, внося в схему новую информацию и незначительные правки. В 1959 году Гарольд Хатчисон, тот самый человек, которому удалось удачно адаптировать логотип метро с учетом современных тенденций и практических нужд, допустил менее предусмотрительный шаг. Он создал собственный дизайн схемы, совмещающий в себе «бековскую» эстетику и большую географическую точность, не обсудив предварительно дизайн с Беком. Гарри Бек вступил в длительный конфликт с компанией, что в конце концов привело к его уходу. При этом схеме Хатчинсона не удалось завоевать широкой любви и уже в 1962 Пол Гарбутт был назначен доработать карту. Схема вновь обрела «бековский» стиль, а кольцевая линия обзавелась узнаваемой формой бутылки.
Дальнейшие серьезные перемены наступят в конце 90-х, когда на фоне карты появятся цветные тарифные зоны. В двухтысячных зоны станут серыми, но общее впечатление перегруженности схемы заставляет сегодняшних жителей Лондона поднимать вопрос о том, не пора ли отойти от «бековского» наследия и начать все заново. Горожане указывают на тот факт, что созданная 85 лет назад схема Бека не нашла достойного воплощения в современное время, когда метро ощутимо разрослось и продолжает активно меняться.
Плакаты
Еще одной формой графического дизайна, оказавшего немалое влияние на лондонскую подземку, стали графические плакаты. Их история началась примерно в то же время, что и история логотипа и схемы метро, с Френка Пика. Не имея художественного образования, Пик обладал огромной страстью к искусству и дизайну. Отвечая за паблисити, он в том числе был ответственен за размещение рекламных и информационных плакатов. Пик лично отбирал художников и утверждал дизайн. Плакаты подземки продолжали эволюционировать в темпе, заданном Пиком, на протяжении десятилетий. Они рассказывают историю Лондона и заодно помогают охватить весь путь развития графического дизайна на протяжении десятилетий, от лирического романтизма до модернизма.
источник: London Transport Museum
Изначально созданные, чтобы отличить транспортную сеть от частных организаций, ключевые элементы дизайна лондонской подземки спустя много лет стали неотъемлемой частью образа Лондона и распространили свое влияние далеко за пределы Англии. Благодаря позитивному вкладу таких людей, как Фрэнк Пик, Эдвард Джонстон, Гарольд Хатчинсон и Гарри Бек, визуальная среда лондонского метро, начиная с первых десятилетий своего существования, стала достойным международным примером дизайн-ответственности и задала уровень, на который стал равняться весь мир.