Руины будущего: заброшенный архитектурный парк в Китае
Архитектурный парк Цзиньхуа находится в китайской провинции Чжецзян. Разбросанный по обоим берегам реки Иу, он должен был стать современной версией традиционного китайского сада. В 2002–2006 годах вместо пагод 17 приглашенных архитекторов построили здесь свои современные павильоны. Каждый их них представлял свой путь дальнейшего развития архитектуры. По крайней мере, так к своему творчеству подходили сами архитекторы. Курировал проект знаменитый современный художник и диссидент Ай Вэйвэй, он же спроектировал один из павильонов.
На парк возлагались большие надежды: среди павильонов даже была постройка знаменитого швейцарского бюро Herzog & de Meuron, авторов проекта олимпийского стадиона в Пекине. Но что-то пошло не так: сейчас парк заброшен, а большинство павильонов поросли травой и медленно разрушаются. Возможно, художественный язык будущего, на котором пытался говорить с миром Ай Вэйвэй, не был понят и оказался ненужным.
Парк Цзиньхуа спроектирован таким образом, что 17 павильонов разбросаны по всему ландшафту парка. Каждый павильон может существовать независимо от другого, и более того: каждый последующий павильон едва заметен, когда стоишь у предыдущего. Эффект достигнут не только за счет больших расстояний, но и с помощью разноуровневых холмов, точечно высаженных растений и, вероятно, смога. Каждый павильон не похож на другой. Они спроектированы из разных материалов и сегодня подвержены разной степени упадка: подавляющее большинство построек буквально разваливается на глазах, деревянные стены начинают подгнивать, железные замки, на которые заперты двери, – ржаветь, а дорожки затягиваются полотном травы.
Одна из немногих уцелевших скульптур принадлежит куратору парка Ай ВэйВэю. Его проект называется «Археологический архив» и расположен таким образом, что с каждой новой точки зрения, рождает новые, зачастую противоречивые ассоциации. Выполненный с абсолютной геометрической точностью, проект представляет собой типичную деревянную хижину (если поменять ракурс, она выглядит как промышленный склад), частично установленную над котлованом, напоминающим площадь археологических раскопок.
У Herzog & de Meuron не менее интересный проект. Он носит название «Структура Цзиньхуа I» и стал первым проектом архитекторов, реализованным в Китае – вторым станет гигантский Олимпийский стадион в Пекине. Несмотря на то, что сооружение из розового бетона имеет некоторые расхождения с проектом, архитекторы своим проектом были довольны и даже сделали впоследствии его деревянную копию под названием «Структура Цзиньхуа II – Вертикаль» для музея в Базеле. Вдохновением для обеих скульптур послужил неосуществленный проект Herzog & de Meuron нового района Цзиньхуа, точнее – мотив расположения окон в кирпичных стенах его жилых домов. Сложная форма павильона рождает множество закоулков, и каждый фасад павильона можно считывать и как объемное пространство, и как плоскую поверхность.
Один из самых красивых павильонов заброшенного парка – чайный дом, сконструированный в виде моста. Проект в геометрическом стиле осуществила мексиканская студия FR-EE. Он основывается на таких двух фундаментальных элементах китайского сада, как мост и чайный дом. Удлиненная бетонная конструкция чайной состоит из нескольких мини платформ, что позволяет каждой группе посетителей уединиться для чаепития и созерцания окружающей природы. Из таких изолированных ячеек и состоит весь павильон-лабиринт, который мостом перекинут через пруд.
Как правило, европейские архитекторы стремятся создать долговечные проекты, которые будут существовать вне времени. Однако пример архитектурного парка Цзиньхуа показывает, что для долговечной жизни произведения искусства или архитектуры, их нужно беспрерывно поддерживать в изначальном состоянии, иначе они быстро исчезнут из ландшафта. Мы отправляемся открывать для себя древнюю архитектуру Рима или Греции, но часто не задумываемся о том, какими силами эти объекты архитектуры удается сохранить в достойном состоянии. Восточные традиции иные, они основаны на принципе повторения, когда один цикл завершает другой, а затем все опять возвращается к началу. Кто знает, может быть, когда Цзиньхуа будет полностью разрушен, его восстановят заново, а потом снова и снова, совершенствуя полученный результат от года к году.