
Город как объект исследования: что такое микросценарии и зачем их изучают урбанисты
В контексте целого мегаполиса путь от дома или офиса до ближайшего магазина или кофейни может показаться мелочью, но именно он наглядно демонстрирует удобство и комфорт города для людей. Эти повседневные маршруты — небольшие составные элементы ежедневного сценария жизни города — помогают урбанистам видеть его глазами жителей и менять к лучшему. О том, зачем специалисты изучают микросценарии, когда видят эффект от них и как применяют эту концепцию к «третьим местам», рассказывает генеральный директор форума УрбанВэй Анастасия Гончарук.
![Анастасия Гончарук]() Анастасия Гончарук генеральный директор форума УрбанВэй
Анастасия Гончарук генеральный директор форума УрбанВэй  
Микросценарии как объект большого исследования
Датский урбанист Ян Гейл считал, что суть городского опыта определяется не масштабом дорог, а качеством пешеходных пространств. Сегодня урбанисты все чаще исследуют не только застройку и возможности улучшения транспортной инфраструктуры, но и повседневную жизнь горожан: как люди проводят свой день, что им удобно, что разочаровывает и что радует. Такие паттерны поведения получили название «микросценарии». Это маленькие, но часто повторяющиеся сцены из повседневной городской жизни, которые формируют общее восприятие города: ожидание автобуса, беседа с соседями у подъезда, игра детей на площадке. Если каждый из этих моментов продуман и удобен, город ощущается по-настоящему дружелюбным.
Профессиональная урбанистика стремится предлагать городу решения с учетом этих микросценариев. Благодаря такому подходу — проектированию с эмпатией — у кофеен и подъездов появляются лавочки, на остановках — навесы и освещение, а детские дворы становятся действительно безопасными. Внимательное изучение микросценариев позволяет выявить зоны роста: в рамках такого анализа становятся очевидными неудобные пешеходные переходы, опасные участки в парке в вечернее время и другие мелочи, которые ухудшают качество жизни и заставляют горожан искать альтернативные маршруты. Накапливаясь, они могут создавать значительное давление на инфраструктуру и мешать комфортному проживанию в городе.
Критерии успеха: как понять, что сценарий работает
Для урбанистов, работающих с современными городскими пространствами, существует несколько ключевых критериев, определяющих удобство или неудобство района в общем смысле, который складывается из сотен микросценариев.
Одним из ключевых критериев является близость инфраструктуры. Идеал — это концепция «15-минутного города», когда все необходимые объекты, от школ и магазинов до парков и кофеен, находятся в пределах короткой прогулки. Такой подход не только экономит время жителей, но и способствует снижению нагрузок на транспортную систему. Он постепенно подталкивает нас к идее полицентричного города, где для того, чтобы хорошо провести время, необязательно ехать в центр.


Парк Прибрежный в Набережных Челнах, проект АрхДесант. Фото: Регина Давлетова, Даниил Шведов
Вторым важным критерием является удобство и доступность «уличной жизни». Прогулки, утренние пробежки, встречи на летней веранде — это и есть настоящая городская атмосфера. Когда улицы удобные, на них есть хорошее освещение и комфортные места для отдыха, людям хочется чаще выходить из дома, и район начинает дышать. Это, в свою очередь, создает ощущение безопасности. Среди примеров такого благоустройства в России — набережные во Владивостоке и Набережных Челнах, ставшие центром притяжения и уличного отдыха. В мировых мегаполисах фиксируется тренд на смещение центра внимания на уличную жизнь: так, в Барселоне в пределах «суперкварталов» (группы из девяти кварталов в спальных районах города) автомобили либо исключены, либо сильно ограничены, скорость движения снижена, часть пространства отдана пешеходам и велосипедам, а улицы наполнены насаждениями, лавочками, мебелью и зеленью.
Благоустройство набережной в Чайковском, проект dot.bureau. Фото: Дмитрий Чебаненко
Не менее важно, чтобы город или район был адаптирован к новому цифровому миру. Появление доставки, каршеринга, самокатов и формата удаленной работы вносит новые реалии в жизнь горожан. Если городское пространство не готово к этим изменениям, то возникает перегрузка пешеходных дорожек, увеличение числа аварий и нехватка мест в кафе и коворкингах.
Все эти факторы создают неудобства и влияют на общее ощущение дискомфорта у жителей.

«Cуперкварталы» в Барселоне. Фото: Westend61 / Amazing Aerial
Еще одним значимым направлением исследований урбанистов становится тема городской мобильности, особенно микромобильности. Этот вопрос интересен не только транспортным специалистам, но и экономистам, ведь он затрагивает как передвижение, так и городскую экономику. Например, в России активно растет число велодорожек: за пять лет их общий километраж в Москве увеличился в три раза — до 600 км, в Перми уже построено 55 км велодорожек, в Санкт-Петербурге — 150 км, а в Тюмени планируется сеть велодорожек общей протяженностью 200 км. Велосипедисты не создают нагрузку на экологию, не перегружают движение магистралей и более активно используют доступную городскую среду — места отдыха и объекты малого бизнеса.
Конечно, урбанисты внимательно следят и за деятельностью девелоперов: что именно и где они строят, какие инструменты используют, какие территории развивают. Все это формирует городской ландшафт. Раньше город оценивали по «сухим» показателям: дороги, освещение, статистика. Сегодня важнее то, как человек себя чувствует в пространстве: безопасно ли, уютно ли, есть ли ощущение «своего» города. Например, даже если уровень преступности в городе низкий, люди могут избегать определенных мест из-за темных переулков или неприветливых заборов.
Сегодня все чаще говорят о «воспринимаемой» безопасности — то есть о том, как пространство ощущается жителями. Более того, важным фактором становится стремление участвовать в жизни своего района. Ощущения горожан изучают по-разному: через опросы, поведенческие данные (например, сколько времени люди проводят в конкретном месте) и даже с помощью нейроурбанистики, которая прогнозирует влияние среды на психику человека.
У всех разное восприятие среды, поэтому пространство должно быть гибким, с возможностью выбора между разными сценариями.
Двор «Пространство-5» во Владивостоке, проект Concrete Jungle в партнерстве со студией озеленения «Грин Катрин». Фото: Алексей Филимонов
Все эти аспекты влияют на восприятие города и ощущение принадлежности к месту: в районе с продуманными микросценариями хочется не только отдыхать после работы, но и гулять, а значит, формируется локальный нетворкинг, желание поддерживать пространство в чистоте и принимать участие в его благоустройстве.
Вдохнуть в город душу: микросценарии вокруг «третьих» мест
Особое внимание урбанистов привлекает развитие «третьих мест» — пространств, отличных от дома и работы, где люди проводят свободное время. Когда решены вопросы удобства, безопасности и близости инфраструктуры, следующим шагом становится качественный досуг. Концепция «третьих мест» существует давно, но именно внимание к микросценариям позволило понять важность их обустройства. Важно понимать, как люди используют уже существующие «третьи места», как их можно улучшить и как создавать новые локации, привлекательные и востребованные у большинства горожан. Такие исследования тоже проводятся на основе микросценариев.

ЦСИ «Заря» во Владивостоке, проект Concrete Jungle. Фото: Concrete Jungle
Согласно наблюдениям урбанистов, в последние годы люди все чаще стремятся находить не банальные локации, а места с собственным характером, историей и атмосферой: бывшие заводы, фабрики, склады, которые получили вторую жизнь. Теперь это арт-пространства, креативные кластеры, кафе и галереи. Например, в Москве на месте бывших памятников конструктивизма, которые стояли без дела и создавали в районе мрачную атмосферу «заброшенного завода», появились Центр Зотов, Дизайн-завод (бывший «Флакон») и «Хлебозавод №9», которые стали центром притяжения и площадкой для современного искусства, перформансов и творческих ярмарок. В Санкт-Петербурге похожую трансформацию пережил «Севкабель Порт», а во Владивостоке — Центр современного искусства «Заря» на месте бывшей одноименной швейной фабрики.
Не менее любимый горожанами тип мест — «секретные» и аутентичные уютные дворы старых домов, лестницы, узкие переулки, заброшенные стадионы или депо, которые внезапно становятся барами, маркетами, сценами для концертов и выставок. Среди удачных проектов такого рода — «Красный октябрь» в Москве, кофейня Antipa на территории храма Священномученика Антипы Пергамского и Музей PERMM в Перми, занявший пространство трамвайных депо.

Кафе в Центре Зотов. Фото: Центр Зотов
Город с душой
Город складывается не из башен и магистралей, а из сотен маленьких историй — короткой остановки у кофейни, улыбки соседа на лавочке, удобного перехода через дорогу. Микросценарии — это то, что превращает набор зданий в место, где действительно хочется жить. Чем внимательнее специалисты учатся видеть и проектировать эти повседневные моменты, тем дружелюбнее и человечнее становится город. И тогда он перестает быть просто пространством для передвижения — он обретает ритм, характер и душу. Поэтому урбанистика с тем же вниманием относится к простой, обыденной жизни пешехода из спального района, что и к глобальному проекту перестройки развязок в мегаполисе: оба решения ведут к одному и тому же результату — приятной и осмысленной жизни в своем городе.
На обложке: благоустройство горы Вшиха в городе Тетюши, проект Dialog Urban Planning/ Алмаз Валиуллин, Айсылу Валиуллина. Фото: Даниил Шведов © Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан».






