Архитектура станций
лондонского метро
Лондонское метро – не только самый быстрый и удобный способ передвижения по британской столице. Подземка является еще и одним из самых красивых мест города. За свою 150-летнюю историю лондонский метрополитен разросся до 270 станций, многие из которых представляют собой впечатляющие произведения инженерного и архитектурного искусства.
Одна из самых старых станций подземки ̶ станция Baker Street ̶ принадлежит к первой линии лондонского метро, открывшейся в 1863 году. В ту пору лондонская подземная железная дорога называлась Metropolitan Railway. Все станции первой линии были спроектированы сэром Джоном Фоулером. Изначально станция Baker Street была тускло освещена и заполнена паром. Впоследствии эту проблему частично удалось решить благодаря мансардным окнам, дублирующим вентиляционные шахты. В течение долгой истории лондонского метро платформы Baker Street не раз подвергались существенным видоизменениям. В 1980-х станция вновь обрела свой первоначальный облик в викторианском стиле: кирпичная кладка стен и вентиляционные выступы были выставлены на всеобщее обозрение, а современная мебель и освещение были заменены точными копиями образцов викторианской эпохи.
Станция Notting Hill Gate, принадлежащая к Кольцевой линии и линии Дистрикт, была открыта в 1868 году. Входы на разные линии сначала располагались в отдельных зданиях на противоположных сторонах улицы. В конце 1950-х Notting Hill Gate была перестроена и два входа на платформы соединили общим кассовым залом, который также является подземным переходом. Вместо лифтов, обеспечивающих доступ к платформам Центральной линии, были установлены эскалаторы с первыми в то время металлическими боковыми панелями вместо деревянных.
Еще один достойный образец архитектурного наследия лондонской подземки ̶ станция Southgate, спроектированная Чарльзом Холденом. Станция с футуристическим дизайном, относящаяся к линии Пикадилли, была открыта в 1933 году. Southgate ̶ самая знаменитая из многочисленных станций, спроектированных Холденом. Она оформлена в стиле ар-деко с использованием кирпича, стекла и армированного бетона. Круглое здание станции с плоской белой крышей очень напоминает летающую тарелку из научно-фантастических фильмов, а светящийся шпиль крыши в виде катушки Тесла навевает мысли о путешествиях во времени. Снаружи создается впечатление, что вся крыша возвышенной центральной секции здания станции держится на горизонтальной группе окон, но на самом деле ее, как зонтик, поддерживает колонна, расположенная в центре кассового зала.
В начале XX века поезда подземки перевели с паровозной тяги на электрическую, и в метро начали строить более глубокие тоннели (больше не было нужды в большом количестве вентиляционных выходов, требующих близости к земной поверхности). Технический прогресс способствовал рождению новой архитектуры станций: важную роль в ее возникновении сыграл Лесли Грин. Именно он придумал традиционные кроваво-красные фасады станций с большими арочными окнами и убранство кассовых залов, украшенных зеленой декоративной плиткой с цветочным узором. В соответствии с проектом Грина, платформы станций были выложены плиткой с названием станции и указателями.ц
В конце 1970-х архитекторы подземки перестали относиться к плитке как к обязательному элементу облика станций и начали экспериментировать с новыми видами интерьерного декора, в том числе ̶ с панельной обшивкой. Именно в этот период Дэвид Джентльмен, вызвавший настоящую революцию в английском дизайне, создал 100-метровую черно-белую фреску для станции Charing Cross. Фреска повествует об истории возведения самого величественного из двенадцати крестов, которые король Эдуард I велел установить в память о своей супруге Элеоноре Кастильской после ее смерти в 1291 году. Дэвид Джентльмен создал части фрески с помощью ксилографии, выгравировав изображения на 50 деревянных блоках. Затем изображения были многократно увеличены и напечатаны на пластиковых панелях, повторяющих изгибы стен платформы.
Звание самой яркой станции лондонской подземки делят между собой станции Tottenham Court Road и Marble Arch.
Станция Tottenham Court Road была открыта в 1900 году. Со временем здание станции было основательно видоизменено: в 1984 году внутренний облик станции обрел обновленный вид благодаря известному представителю британского поп-арта Эдуардо Паолоцци. Он покрыл внутреннюю часть станции разноцветной мозаикой с изображением мотивов культурной и торговой жизни района: на ней изображены саксофоны джаз-клубов Сохо, маски из Британского музея и товары из магазинов электроники. В связи со строительством скоростной железной дороги Crossrail, которая к 2018 году пройдет через центр Лондона, часть мозаики Паолоцци переехала с перестраивающейся станции в Эдинбургский университет.
Яркие фрески станции Marble Arch ̶ еще один образец панельного декора лондонской подземки. Изначально стены станции, открытой в 1900 году, были покрыты простой белой плиткой. В середине 1980-х станцию было решено задекорировать. Художница Аннабель Грей на протяжении 22 месяцев трудилась над 17 глазурованными керамическими фресками размером 3,5 на 3 метра, каждая из которых была слой за слоем раскрашена вручную и прошла 10 стадий обжига.
В период с 1993 по 1999 год в лондонской подземке было построено 11 новых станций Юбилейной линии. В проекте приняли участие лучшие архитекторы мира под общим руководством Роланда Паолетти. Все станции связаны между собой общей хай-тек-философией, под воздействием которой интерьеры стали просторными и строгими с преобладанием в них полированного металла и бетона. Большие размеры и глубина новых станций были обусловлены пристальным вниманием властей к вопросам безопасности, вызванном пожаром на станции King’s Cross St Pancras. Он унес жизни 31 человека. Внушительные размеры новых станций позволили архитекторам как следует развернуться и создать настоящие подземные соборы будущего, самыми впечатляющие из которых ̶ станция Westminster от Hopkins Architects, Southwark от MJP Architechts и Canary Wharf сэра Нормана Фостера.
Из 11 новых станций Юбилейной линии станция Westminster ̶ самая конструктивно сложная. При ее строительстве была полностью реконструирована одноименная станция линии Дистрикт, а также построен офисный центр Portcullis House, через колоннаду которого сейчас осуществляется вход в кассовый зал и на платформы. Стальные эскалаторы, ведущие к Юбилейной линии, уходят вглубь на 39 метров.
Станция Southwark состоит из трех разноуровневых пространств. На верхнем уровне расположен кассовый зал, представляющих собой барабан с куполообразным потолком и облицовкой из нержавеющей стали. На среднем уровне разместился холл станции, контрастные стены которого достигают почти 16 метров в высоту. Одна из стен построена из светлых полированных бетонных блоков и содержит три прохода к эскалаторным туннелям, другая стена из 630 треугольных панелей синего стекла восходит к стеклянной крыше в форме месяца. Эта стена была создана MJP Architechts совместно с художником по стеклу Александром Белешенко и инженерами-конструкторами из бюро YRM/Anthony Hunt. Нижний уровень станции представляет собой выложенный стальными панелями туннель размером 9 метров в диаметре: в нем расположены платформы станции.
Самая большая станция Юбилейной линии ̶ Canary Wharf ̶ растянулась на 300 метров в длину. Единственные видимые снаружи элементы станции ̶ дугообразные стеклянные навесы над входами. Через них глубоко в холл станции проникает дневной свет. Основное пространство холла остается свободным благодаря тому, что офисы администрации и другие помещения размещены по бокам кассового зала. Строгий интерьер из бетона, стекла и металла и мягкое сочетание естественного света с искусственным рождают здесь чувство ясности и спокойствия.
Многообразие дизайна и архитектуры станций лондонского метро позволяет всем желающим отправиться в путешествие во времени: достаточно спуститься в подземку, и, если у вас получится отвлечься от большого количества людей вокруг, вы сможете ощутить атмосферу старины или, наоборот, почувствовать себя героем фильмов про будущее.