
Матье Леаннер: экспериментатор, волшебник и истинный эстет
Главной движущей силой творческой практики Матье Леаннера является непреодолимый и неподдельный интерес к исследованию — процессов, форм и устройства вещей. В объектах французского дизайнера материалы всегда получают какое-то новое, практически магическое качество: мрамор кажется будто застывшим во времени, а стекло напоминает невесомое облако. Пожалуй, за несколько десятилетий в индустрии 2024 год стал для Леаннера самым знаковым: помимо собственного юбилея, он празднует статус дизайнера года по версии выставки Maison&Objet и презентует сразу несколько важных проектов.
Матье Леаннер родился в 1974 году в Рошфоре. Он окончил одну из самых престижных французских дизайн-школ — ENSCI - Les Ateliers. Уже во время учебы дизайнер продемонстрировал свою тягу к исследованиям и приверженность научному подходу: так, его выпускной проект Therapeutic Objects, созданный в 2001 году, – неожиданно – был связан с фармацевтикой и приобретен Музеем современного искусства в Нью-Йорке в свою постоянную коллекцию. В последующие годы Матье Леаннер разрабатывал объекты совместно с учеными, инженерами и признанными профессорами. Леаннер — сторонник постоянных экспериментов и любитель изучать новые творческие территории, работая с ведущими ремесленниками и создавая, как он сам часто признается, настоящую «магию».
Метод
Стремление к инновациям не угасло даже спустя 30 лет, и сегодня проекты Матье Леаннера балансируют на стыке дизайна, технологий, науки, искусства и истории. Его мультидисциплинарная практика охватывает большое количество творческих направлений и варьируется от предметов мебели и коллекционных объектов до ультрасовременных разработок. Для Матье Леаннера дизайн — это инструмент, который позволяет раздвинуть привычные границы и по-новому взглянуть на креативный процесс.


Скульптура Permanent Flame и зеркало Siamese
В мире, который переполнен предметами, все используемые материалы существуют с незапамятных времен. Мне нравится играть с ними, чтобы заставить их выражать что-то немного другое. Я хочу творить волшебство, но в реальном мире нужно иметь в запасе несколько маленьких хитростей, чтобы волшебство свершилось.
Новейшие технологии и методы производства в проектах Леаннера идут рука об руку с ремесленным трудом и ручными техниками обработки материалов. При этом, как и в случае с его первыми «медицинскими» проектами, новые работы Леаннера по-прежнему ориентированы на человека и его благополучие. Дизайнер все так же очарован научными и техническими достижениями, но использует их в другом ключе: так, чтобы они напоминали нам, пользователям, о всей многогранности физического, цифрового и духовного миров.

Шоурум дизайнера в его новом офисе и мастерской La Factory. Фото: © Felipe Ribon
Когда я что-то проектирую, вопрос, который я задаю сам себе, касается не формы или эстетики, а того, что происходит, когда объект соприкасается с прошлым и эмоциями человека.
Проекты
Liquid Marble в Музее Виктории и Альберта


Одной из вариаций знаменитой серии Liquid Marble стал проект, реализованный дизайнером в Музее Виктории и Альберта в 2016 году. Объект, выполненный из полированного черного мрамора, воплощает ребристый рельеф водной поверхности. Статичное в своем движении море будто бы замирает в камне, в то время как спокойный и умиротворяющей характер работы контрастирует с роскошными интерьерами музея.
Коллекция Ocean Memories
Стремление дизайнера запечатлеть сложные движения водной глади продолжаются в коллекции Ocean Memories. Предметы одновременно являются мебелью и скульптурами и балансируют между строгой геометрией и органическими формами. «Ocean Memories предлагает сюрреалистическое и материализованное видение моря, застывшего в своем движении. Подобно стоп-кадру в трех измерениях, работы передают тонкие рельефы волн и течений», — рассказывает Леаннер.
Увлажнитель воздуха Andrea


Andrea — яркий пример технологичности, научности и человекоцентричности подхода Матье Леаннера к дизайну. Девайс поглощает токсичные соединения из воздуха благодаря помещенным внутрь корпуса растениям — эффективным природным фильтрам. Таким образом устройство позволяет очищать атмосферу домашнего пространства от загрязнений, спровоцированных промышленными товарами и выделяемыми ими вредными веществами.
Скульптуры State of the World


Отправной точкой для проекта State of the World послужила пандемия 2020 года — общечеловеческий кризис, который продемонстрировал хрупкость и быстротечность жизни. Каждый объект из серии отражает прошлое, настоящее и будущее населения определенной страны, а их одновременно примитивные и сложные скульптурные формы воспроизводят реальные демографические данные.
Коллекция Inverted Gravity
Предметы из коллекции Inverted Gravity буквально опровергают законы гравитации. В обеденном столе, консоли, приставном столике, скамье и других объектах дизайнер стремился продемонстрировать ощущение легкости на Земле. На первый взгляд хрупкие элементы из выдувного стекла поддерживают массивные блоки из мрамора и оникса: таким образом Леаннер будто бы заново изобретает законы физики.
Факел для Олимпийских игр-2024


Новейший проект Леаннера — разработка дизайна факела для Олимпийских игр-2024, которые пройдут этим летом в его родной Франции. При создании объекта дизайнер вновь решил поэкспериментировать с необычным рельефом, в этот раз воспроизводящим движение на поверхности Сены. Идеально симметричная конструкция выполнена в теплом оттенке шампанского, в то время как ее округлый силуэт и мягкие изгибы создают умиротворяющий эффект.
Фото на обложке: ©Rudy Waks.Все фото: Mathieu Lehanneur.