Лэнд-арт на краю земли: завораживающие муралы Дэвида Попы
Финский художник нью-йоркского происхождения Дэвид Попа выбирает для своих сайт-специфик работ самые неожиданные локации, от французских виноградников и ледников в Балтийском море до скал на средиземноморском побережье. Важное условие создания муралов — использование местных ресурсов и только натуральных пигментов, из-за чего масштабные эфемерные рисунки исчезают спустя несколько дней или месяцев.
Современный мурализм нового масштаба
Интерес Дэвида Попы к уличному искусству зародился еще в юности: все началась с творческого влияния отца — одного из первых граффитистов Нью-Йорка. Однако больше всего художника привлекали муралы, которые, наряду с жаждой приключений, определили характер и масштаб его будущих работ. В творчестве Дэвида Попы искусство тесно взаимосвязано с природой и даже стремится затронуть область антропологии, исследуя происхождение и судьбу человечества.
Крупноформатные работы художника возвращают к истокам. Во-первых, для их создания он использует материалы, характерные для наскальных рисунков 40 000-летней давности — древесный уголь, натуральные пигменты и ракушки. Во-вторых, основой для муралов зачастую становятся отдаленные и труднодоступные места, что тоже выступает отсылкой к древним «живописцам», которым приходилось пробираться в глубокие пещеры.
Ephemeral, Хельсинки. Фото: David Popa
Именно этот динамичный диалог с эфемерным миром природы привлекает меня больше всего. С помощью него я также предлагаю зрителю задуматься о нашем ограниченном пребывании на этой планете; насладиться глубокими тайнами человеческой жизни и повседневными чудесами.
Мимолетное искусство
«В отличие от стрит-арта, когда любой другой художник может закрасить мой только что созданный рисунок, сейчас последнее слово остается за природой», — рассказывает Попа. Временный характер муралов и неизвестность касательно их судьбы стали главной движущей силой в творчестве автора. Иногда этот элемент неожиданности также выступает главным фактором при выборе места для будущей работы: чем оно более непредсказуемо — тем лучше.
Fractured. Фото: Sam Putkonen; David Popa
Например, проект Fractured Дэвид Попа реализовал на треснувших льдинах у южных берегов Финляндии. Работа стала ответом художника на хрупкое состояние мира, которое особенно четко проявилось за последний год. Прямо во время процесса создания мурала лед раскололся на несколько частей — взяв за основу эту метафору, автор предлагает людям подумать, как можно использовать разбитые фрагменты реальности для написания новой истории.
Le Pouvoir De La Terre и Adrift. Фото: David Popa
Мурал Le Pouvoir De La Terre появился в ходе коллаборации художника с винодельней Château Cantenac Brown. В рамках проекта Попа освоил новый для себя материал – винный осадок, – который в сочетании с земляными пигментами помог создать произведение искусства посреди французской провинции. Другая работа художника – Adrift – поднимает тему следования судьбе, самореализации и поиска смысла. Ее главным героем стала огромная фигура кита, внутри которой лежит маленький, незначительный по сравнению с глобальным масштабом природного мира человек.
Born of Nature и Born of Nature II. Фото: David Popa
Проект Born of Nature продолжает тему, которая лейтмотивом проходит сквозь всю практику художника, — чуда жизни и ее быстротечности. Масштабная фреска расположилась на финском острове Эмясало, и главной трудностью при ее нанесении на поверхность земли стали быстро меняющиеся погодные условия. Чтобы реализовать задумку и успеть запечатлеть мурал, Дэвид Попа непрерывно следил за возможными дождями в регионе.
Процесс создания мурала Prometheus. Фото: David Popa
География работ Дэвида Попы постоянно расширяется, но самым сложным и экстремальным местом сам художник называет льдины в Норвегии, которые могли в любой момент треснуть или уплыть в течение нескольких часов. Однако подобные опасности — далеко не те факторы, которые могут остановить автора в воплощении творческой идеи, поэтому в будущем он планирует осваивать новые места и природные условия.
На обложке: Le Pouvoir De La Terre. Фото: David Popa.