«Закрытая рыбная выставка. Реконструкция». Cпециальный проект VII Московской биеннале молодого искусства
Проект в Центре Вознесенского — реконструкция молодыми художниками одного из ключевых событий в истории московского концептуализма — «Закрытой рыбной выставки» Игоря Макаревича и Елены Елагиной, отмечающих в этом году 30-летие совместной деятельности. Реконструкция «Закрытой рыбной выставки» Елагиной и Макаревича —практическая часть лаборатории Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова в Институте современного искусства «База». Открытая осенью 2019 года, мастерская «Введение в research-based art» занимается изучением художественных практик, связанных с исследованиями в области истории искусства. Проект посвящен художественному анализу исторического и эстетического контекста выставки Елагиной и Макаревича, в 1990 году представивших постмодернистскую реконструкцию соцреалистической астраханской «Закрытой выставки», объединившей в 1935 году работы советских художников на тему рыбной промышленности. Следуя логике реконструкции, и вместе с тем иронично ее нарушая, выставка, в которой примут участие 20 молодых художников, отражает различные исследовательские стратегии и способы интерпретации в искусстве, разные техники оммажа и цитирования. В экспозицию войдут инсталляции, арт-объекты, видеоарт, документации акций и перформансов.
Каждый зал носит название одного из цехов Оранжерейного рыбокомбината в Астрахани, в котором проходили пленэры художников «Закрытой Выставки» 1935 года. Цеховое деление экспозиции подчеркивает разницу в художественных стратегиях, а также представляет этапы обработки архивных и художественных материалов, с которыми работали участники выставки. «Цех приема первичной обработки и транспортировки рыбы» — введение в исторический контекст. «Консервно-холодильный цех» — производственный этап, на котором искусство Елагиной и Макаревича подвергается художественному анализу. «Жестяно-баночный цех» — финальный зал, фиксирующий концептуальные выводы и эстетические интуиции выставки в форме «критического экспонатизма».
Экспозиция также рассказывает об истории «Рыбных выставок», демонстрирует уникальные архивные материалы, проливает свет на неизвестные аспекты работы Елагиной и Макаревича и воссоздает архив оригинальной соцреалистической «Закрытой выставки» 1935 года.
Художественный руководитель и автор идеи — Ян Гинзбург.
Куратор — Дмитрий Хворостов.