Выставка исторических интерьеров в Царицыно
Пойти

Выставка исторических интерьеров в Царицыно

Москва, Хлебный дом, ул. Дольская, д. 1с4

В музее-заповеднике «Царицыно» до середины мая открыта выставка «Русский интерьер. От барокко до минимализма», которая охватывает более трёх веков российской истории. «Мосгортур» ознакомился с экспозицией, в которой представлены более 400 предметов мебели, посуды, дизайна и живописи из экспонатов нескольких российских музеев, художественных галерей и частных коллекционеров.
Выставка исторических интерьеров в «Царицыно» хороша тем, что на сравнительно компактном пространстве представлены предметы высокого качества и работы знаковых мастеров, которые показывают стилистическое разнообразие мебельного искусства в нашей стране от допетровских времён до хрущёвской оттепели. Экспозицию можно вдумчиво осмотреть за час с небольшим и при этом получить представление о больших стилях от барокко до ампира и направлениях искусства от эклектики до минимализма. 

Мебель по проектам архитекторов — отдельная страница истории интерьера и отсылка к тем временам, когда зодчие, продумывая даже самые масштабные постройки, начинали с общего плана строения и заканчивали дизайном ручки шкафа или ножки кровати. От архитекторов порой не отступали и художники, тоже мастерившие или проектировавшие мебель.

Мастером этого ряда был, например, создатель ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей северной столицы Карл Росси. Когда в начале XIX в. в моду вошёл ампир, он специально уехал во Францию на пару лет, чтобы овладеть его секретами — как архитектурными, так и мебельными.

Обучался мебельному дизайну в Париже Андрей Воронихин. Разработка интерьеров императорской резиденции в Павловске после того, как в 1803 г. оригинальную обстановку уничтожил пожар, принесла ему не меньше славы, чем возведение Казанского собора в Петербурге.

Среди мебельщиков по совместительству были гении московского и бельгийского модерна Фёдор Шехтель и Анри ван де Велде, мастер исторической живописи Аполлинарий Васнецов, автор советского Дома на набережной Борис Иофан. Последний проектировал для заселявшихся в этот дом мебель в духе рождённого в СССР конструктивизма. Каждый предмет — на выставке представлены кресло и прикроватная тумба — формально принадлежал государству и имел инвентарный номер, а раз в год наличие народного имущества сверялось по описи.

×