Саша Фролова. Fontes Amoris
Московский музей современного искусства при поддержке Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts представляет персональную выставку Саши Фроловой «Fontes Amoris». Куратор проекта — бельгийский историк искусства Йоанна Де Вос. Через скульптуры, костюмы и различные образы, которые используются в перформансах и видеопортретах, представленных на выставке, художница доносит до зрителя ключевые для ее творчества мотивы духовного пробуждения и любви. Это дарит зрителю, пришедшему познакомиться с ее произведениями, особый эмоциональный опыт. В течение выставки экспозиция будет частично меняться и трансформироваться, превращаясь в единую живую скульптуру.
Центральным элементом выставки становится тело, а точнее, скульптурное тело художницы. Через него утверждается философия ее искусства — материализация эмоций и мифологическая игра с явлениями природы, — создающая особое фантастическое, иллюзорное пространство. Саша Фролова известна своими латексными костюмами с объемными надувными прическами. Для нее это преображение подобно замене своей кожи на новую, искусственную, которая, с одной стороны, защищает от столкновения с реальностью, а с другой — позволяет передать весь возможный спектр эмоций. В сложных скульптурных костюмах художница исследует язык тела и его связь с внутренним миром и чувственной жизнью человека.
Осознанно выбирая для создания своих произведений латекс, разные виды пластика и полимеров, она отказывается от традиционной тяжеловесной скульптуры, создает невесомую монументальность и уникальный, только ей присущий микрокосм. Важную роль в искусстве Саши Фроловой играют яркие цвета, которые изменяют сам смысл формы, придавая ей дополнительные значения. В понимании художницы, цвет способен управлять сознанием без нашего контроля, а его интенсивность компенсирует невидимость эмоций и чувств.
Выставка топографически построена на взаимосвязи трех основных образов — фонтана, как источника жизни, молодости, любви в искусстве, спектрального восприятия цвета и эмоциональных переживаний человека. Траектория экспозиции словно ведет зрителя через различные миры визуальных и чувственных впечатлений. Мы переходим от черного (который поглощает все цвета) и белого (который выражает их единство), через кажущиеся простыми яркие цвета, к раскрытию оптической иллюзии в черно-белом. А концептуальным ядром экспозиционной драматургии становятся три радужные комнаты, образующие форму бабочки, которая, в том числе, напоминает психологический тест Роршаха. Так, тело музея, тело идеи и тело самой художницы становятся единым целым. В «Fontes Amoris», выставке, которую каждый волен интерпретировать и переживать по-своему, мы всегда возвращаемся к радуге, фонтану цвета, к неуловимым природным явлениям, к магии неповторимого выдуманного мира.