Анна Ротаенко «Рингтон»
Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют проект Анны Ротаенко «Рингтон», который продолжает тему исследования локального контекста района Перово. Конструируя инсталляцию из металлопрокатных материалов, долгие годы служивших утилитарным целям, художница апеллирует к исторической памяти района, который является одной из самых крупных индустриальных зон на карте Москвы.
Ротаенко опирается на идеи Вадима Сидура, воплощенные в его композициях из серии «Гроб-арт». Созданные из найденных объектов материальной культуры, скульптуры Сидура, предвосхищая будущее, становятся свидетелями противоречий современной цивилизации, так и не нашедших разрешения. В обращении скульптора к миру созданных и выброшенных людьми предметов читается мотив ненужности, изъятости из актуальной повестки, который для Сидура, выключенного официальной властью из советского художественного процесса, носил глубоко личный характер.
Анна Ротаенко исследует образ художника ретранслятора и ресайклера, используя в качестве основы для своей инсталляции бывшие в употреблении металлические конструкции, которые на выставке обретают собственное звучание. Сигнал тревоги, рингтон, биение сердца, стук по батарее — эти звуки, образующие фоновый шум, отсылают к военному опыту скульптора. Самозвучащая акустическая звонница из труб создает серии ударов, следуя алгоритму колокольного звона. Звук производится движением моторов, управляемых микропроцессором, которые работают в режиме реального времени. В качестве партитуры этого индустриального произведения выступают графические работы Ротаенко, призванные очертить связи внутри самого проекта.
Обращаясь к наследию материальной культуры человека, художница наделяет бывшие в употреблении предметы новым функционалом и смыслом и предлагает взглянуть на вещественный мир с гуманистической точки зрения.