Алексей Титаренко. Город теней
В начале 1990-х, когда страна переживала один из мощнейших политических, экономических и экзистенциальных кризисов XX века, фотограф Алексей Титаренко, испытывая огромное желание выразить сочувствие к людям, вновь оказавшимся на грани, нашел новый способ визуализировать свои эмоции и чувства с помощью фотографии — он выбрал прием длительной экспозиции.
«Образ толпы как общего движения со стертыми деталями мелких движений, метафора, созданная эффектом длительной экспозиции, выделила определенные элементы, которые иначе утонули бы в изобилии деталей и лиц… Вспомнились похожие эпизоды: войны и революции, которые переживали жители России на протяжении всей своей истории. Как будто единственная фотография охватила целое десятилетие, даже столетие. Я чувствовал, что моя детская мечта о запечатлении на пленку душевного состояния или единичного впечатления, которое я испытал на улице, сбылась — реальность, каковой я ее чувствовал и представлял, была воссоздана», — вспоминает художник. Так родился проект «Город теней», при создании которого Алексей Титаренко постоянно обращался к «Концерту №2 для виолончели с оркестром» Дмитрия Шостаковича — гуляя по городу под его музыку, художник все время чувствовал, что Санкт-Петербург вновь и вновь предлагает иллюстративный материал для музыки великого Шостаковича.