
Василий Баженов и греко-готический вкус
28 апреля 2017 года открылся масштабный двухчастный выставочный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора XVIII века. Выставка проходит в пространствах некоммерческого фонда IN ARTIBUS и Государственного музея архитектуры имени Щусева. В рамках образовательной программы выставки 18 мая состоится международная научная конференция «Василий Баженов и греко-готический вкус».
Конференцию откроют директор ГИИ Н.В. Сиповская, учредитель фонда IN ARTIBUS И.Б. Баженова и ректор МАРХИ Д.О. Швидковский. В программе конференции - выступления и доклады ведущих искусствоведов и специалистов по истории архитектуры из Сорбонны (Франция), Государственного института искусствознания, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, МГУ им. Ломоносова, Музея архитектуры им. Щусева, МАРХИ.
Основная тема обсуждения – проблема «готического вкуса» и воплощения идеи «греко-латинского синтеза» в русской культуре эпохи Просвещения. Понимание истории в искусстве Просвещения существенно отличалось от современного – исторический процесс не интерпретировали в строгой хронологической последовательности, а считали стимулирующей воображение и пробуждающей нравственные чувства метафорой. Именно тогда появилось понятие «греко-готический» стиль, апологетом которого в архитектуре выступил Василий Баженов.
Понимание готики в Век Просвещения не было точно исторически определено – под ним понимали все древнее и «варварское», саму эпоху Древней Руси сближали с временами рыцарских преданий Западной Европы. Во Франции в то время, когда там учился Василий Баженов, «греко-готическими» называли постройки, в которых логика строения и пропорций классической архитектуры «подправлялась» дерзкими конструктивными решениями западноевропейской готики, сообщавшей «изящному вкусу» «огромность и величие». Образцовый пример реализованного «греко-готического» вкуса – церковь Святой Женевьевы (Пантеон) Суффло, фасад церкви Сен-Сюльпис Сервандони. Их выделял в своем кратком обзоре лучшей современной архитектуры Западной Европы и Василий Баженов.
В мировой науке об искусстве изучение «готических» мотивов и сюжетов в культуре разных стран и эпох в последние годы становится чрезвычайно актуальным. Неслучайно продолжением и развитием темы нашей конференции станет большой международный конгресс "Готика модернизма", который пройдет в июне в Рийксмузеуме (Нидерланды). Таким образом, осмысление роли и значения "готической стороны" в культуре классицизма XVIII века, начатое в фонде IN ARTIBUS в Москве, будет продолжено на материале искусства ХХ века в Амстердаме.