VAE design & architecture: «Нам нравится, когда наши работы говорят сами за себя, а заказчики счастливы»
Белорусская студия VAE design & architecture создает удивительно гармоничные интерьеры и современную архитектуру. Мы поговорили с ее основателями – Евгением Варковичем и Ланой Лето – о самом начале пути, авторском почерке, искусстве в интерьере и самопрезентации в социальных сетях.
Лана Лето руководительница, дизайнерка, художница
Евгений Варкович арт-директор, дизайнер, архитектор
Когда и как возникла студия VAE design & architecture? Что стало отправной точкой?
Евгений: Я всегда мечтал быть архитектором, создавать окружающий мир и современное пространство для людей. Сперва занимался искусством в различных его проявлениях: рисовал интерьеры, здания, людей, животных, природное окружение, писал музыку и стихи. Закономерно я поступил в Архитектурный колледж, а потом получил высшее образование в сфере инженерии и технологии для лучшего понимания своей работы. Затем как архитектор работал над крупномасштабными проектами, но позже понял, что меня все же влечет больше к визуальной составляющей архитектуры, и пришел в дизайн-студию. Таким образом, я нашел свой путь как архитектор-дизайнер. Думаю, все это вместе и стало отправной точкой.
Лана: Я рисовала сколько себя помню, но обстоятельства не позволили мне поступить на хоть как-либо соприкасающуюся с искусством и дизайном специальность. Я отучилась в ВУЗе на юриста, но это меня никогда не останавливало. Уже учась в университете, я поняла, что мой путь совершенно иной. Я начала работать дизайнером и художником-фрилансером в разных сферах, выполняя разные задачи.
Евгений: Мы познакомились в 2013 году и сразу поняли, что это судьба: наши взгляды и вкусы идентичны. Вместе мы решили вплотную заняться дизайном, архитектурой и декорированием. У нас схожее видение архитектурных форм и оформления интерьера, мы друг друга дополняем. Уже тогда я видел, что для созидания красоты Лане не требовалось дополнительное образование – все идеи льются из нее, как из бездонного сосуда.
Когда количество заказов резко увеличилось, мы поняли, что стоит открывать собственную студию, чтобы справляться с таким потоком и выполнять проекты под ключ. Сегодня мы стараемся работать над проектами от и до, начиная от покупки участка и закладки фундамента и заканчивая тщательной проработкой всего интерьера, декорированием, ландшафтным дизайном и фото- и видеосъемкой.
Как бы вы охарактеризовали свой почерк, авторский подход?
Лана: Нам нравится, когда наши работы говорят сами за себя, а заказчики счастливы. В этом наш авторский подход. Мы не создаем просто проекты, ведь так результат может быть непредсказуемым. Фактически к каждому дому, интерьеру мы относимся, как к ребенку. И хочется, чтобы он не только появился, но и «встал на ноги». В каждом проекте заключен смысл. Каждый интерьер мы проектируем осознанно уже на этапе планировки.
Еще одна черта наших интерьеров – универсальность. Мы придерживаемся принципов вневременного стиля: интерьеры всегда актуальны, они могут обновляться сменой декора или позже – мебели, но не требуют капитального ремонта, потому что стиль себя не изживает.
Vaehouse | Re, Минская область, Беларусь. Дизайн: VAE design & architecture
Евгений: Проекты мы создаем в первую очередь исходя из представлений заказчика о его будущем жилье, но выполняем их всегда, как для себя – тщательно, продуманно, с вниманием к каждой детали.
Наш почерк – лаконичность форм, открытость окружающему пространству, взаимосвязь ландшафта и архитектуры. При этом мы никогда не откажемся от функции ради формы, как и от формы ради функции. Мы всегда применяем правила композиции для нахождения гармонии и баланса как архитектурных форм, так и интерьера, выявляем фактуры, работаем со светом.
East Down | RE, Минская область, Беларусь. Дизайн: VAE design & architecture
Помимо архитектуры, дизайна интерьера и ремонта, вы создаете произведения искусства для интерьера, что встречается редко (именно в комплексе, в рамках одной студии). Бывало ли в вашей практике, что вы создавали не искусство для интерьера, а интерьер для произведения искусства? (клиент выбрал произведение искусства из вашей коллекции или своей и захотел разместить его во что бы то ни стало в конкретном пространстве)
Лана: Именно такого у нас еще не было, но бывали другие интересные случаи. Однажды заказчик изначально ясно дал понять, что у него много картин, он коллекционер, так что выберет что-то из имеющегося. После закрытия этапа визуализации клиенту требовалась конкретная картина с определенного ракурса, мы создали картину для своего дома, но вписали в этот интерьер в качестве примера для видимости объема и цветового пятна. Заказчику она так понравилась, что пришлось ее отдать, но мы не жадные (улыбается). Мы, как сапожники без сапог, художники без картин: все они разлетаются, как горячие пирожки.
Greek Herbs, Минск, Беларусь. Дизайн: VAE design & architecture
Какие основные принципы создания/интеграции арт-объектов в интерьер вы могли бы назвать?
Лана: Самое главное – не делать картину главным предметом интерьера. Лучшая картина – та, которая дополняет пространство и не бросается в глаза в первую очередь, не притягивает к себе все внимание. Это не значит, что она не может быть яркой и насыщенной, она буквально может быть единственным цветным пятном всего пространства, но интерьер всегда главнее.
В наших интерьерах мы предпочитаем не использовать багеты и принты, только живопись, имеющую объем и видимые глазу торцы холста.
UFA, Уфа, Россия. Дизайн: VAE design & architecture
Есть ли в вашем портфолио интерьеры для коллекционеров? В чем особенность/сложность реализации подобных проектов?
Лана: Были у нас проекты с коллекционерами книг, картин, фигурок аниме, культовых игрушечных автомобилей. Во всем этом есть не только свой шарм, но и определенные сложности. Для большого количества предметов коллекции необходимо большое пространство, которое нужно использовать по максимуму. Да, эта работа требует порой в два-три раза больше времени, но она того стоит, ведь мы не боимся трудностей. Радость заказчиков – результат, который мгновенно затмевает все остальное.
Вы активно ведете социальные сети. Когда вы начинали в 2008 году, Instagram еще не было. Можете ли вы оценить/проследить, что изменилось в вашей практике с появлением социальных сетей? Как они влияют на работу дизайнеров/архитекторов сегодня?
Евгений: Всеми социальными сетями и сайтом занимается Лана, но я могу четко сказать, что благодаря им мы имеем более половины наших заказов. Остальные – сарафанное радио и положительные отзывы заказчиков.
FAV MAY, Минск, Беларусь. Дизайн: VAE design & architecture
Лана: Все зависит от того, какой контент размещать. SMM – не волшебная таблетка, и плохой дизайн невозможно продвинуть лучше, чем качественный. Поэтому первая наша задача – отличный дизайн и реализация. Остальное – после. За время ведения всех социальных сетей могу с уверенностью сказать, что мы сможем показать себя на любой площадке, а зацикливаться на чем-то одном ни в коем случае нельзя. Одно приложение может просуществовать год, другое 10-20 лет, но вечным оно не будет никогда. Поэтому самое главное в этой работе – не относиться к социальной сети как к последней инстанции, это плохо закончится.
Квартира в ЖК «Парус», Минск, Беларусь. Дизайн: VAE design & architecture
Вы реализуете проекты в разных странах. Можете ли проследить, как меняется эстетическое/пространственное восприятие в разных странах? Есть ли существенные отличия? К примеру, если мы посмотрим архитектурные проекты в вашем портфолио, то увидим, что дома в Германии и Швейцарии имеют более современную модернистскую форму, а в Беларуси чаще тяготеют к классическим и традиционным (с двускатными крышами).
Евгений: Могу с уверенностью сказать, что белорусы уже перешли на новый уровень и достаточно близки к пониманию эстетики интернационального стиля. Вопрос остается в материальной базе (не все могут позволить себе то, что хотят) и существующих стереотипах о том, что раз мы проживаем в умеренном климате, то не сможем отопить дом с панорамными окнами, а снег с плоской крыши раздавит дом вместе с фундаментом. В Беларуси много современных молодых людей, и за последнее десятилетие спрос на современные дома вырос, причем не только в Минске, но и в других городах страны.
Двускатные крыши могут применяться и к современным домам, это зависит от технических решений и реализации. Далеко не все немцы хотят себе дом с плоской крышей, это, скорее, дело вкуса. К нам обращаются не за какой-то определенной типологией, а, прежде всего, из-за интересных проектов в портфолио, и я этому рад.