Искусство и антиквариат в интерьерах Сержа Кастелла
«Ненавижу искусство ради искусства, оно должно проникать в повседневную жизнь дома», – заявляет испанец с французскими корнями Серж Кастелла. Активно используя в своих проектах антиквариат, он умудряется вписывать его в интерьер так, будто работы декоратора тут вовсе нет, а самой обстановке по меньшей мере сто лет.
Лучше всего Кастелла удаются интерьеры загородных домов – основательные, со своей собственной историей и с дощатыми полами, которые скрипят при каждом шаге. Именно здесь «завязать разговор» между искусством и дизайном помещений удается лучше всего.
В 1970-х годах, будучи ребенком в залитом солнцем Перпиньяне (почти на границе Франции с Испанией), Кастелла мечтал стать модельером. Окончив школу, он отправился в Париж поступать в престижную школу моды ESMOD, но очень скоро понял, что мода – это не то, чем он действительно хотел бы заниматься. Вернувшись в родной город, Кастелла обращается к своей главной страсти – антиквариату: старинные произведения искусства и предметы мебели начала века он начал собирать, когда ему не было еще и двадцати. «Я чувствую себя наркоманом, когда дело доходит до старинных вещей», – признается декоратор. Вместе со скупщицей антиквариата Эми Перлин он едет в Нью-Йорк, где на протяжении шести месяцев учится подмечать все тонкости сложного ремесла. «Эми научила меня всему, что я знаю об антиквариате», – будет вспоминать Кастелла. Вернувшись в Европу, он два десятка лет работает на то, чтобы стать профессионалом своего дела, и только потом решается на третью в своей жизни профессию.
Увлечение дизайном интерьеров возникло из страсти к антиквариату – клиенты Кастелла начали подмечать, что его острый глаз и безупречное знание истории искусств незаменимы, когда нужно вписать только что приобретенную реликвию в интерьер. Галерею антиквариата, впрочем, дизайнер держит и сейчас, а проектировать интерьеры ему помогает партнер Джейсон Флинн – у него образование архитектора (Копенгагенский университет), и именно он выступает главным интерпретатором идей Кастелла, будь то интерьер дома на берегу моря в Тель-Авиве, замок XIX века во Франции или особняк у залива в Хэмптоне. Почти половину каждого месяца пара тратит на путешествия – лучший способ расширить собственные горизонты и, что скрывать, приобрести очередную реликвию с богатой историей.
«Работая над интерьерами, я стараюсь подчеркнуть то, что было до моего вмешательства. Архитектурные детали и художественные образы могут стать основой интерьера и вдохновить весь проект».
«То, что всегда фигурирует в наших работах, это попытка добиться ощущения комфорта в пространстве, используя при этом культурные ссылки», – говорит Кастелла. Означать это может все, что угодно, от выбора конкретного цвета и орнамента до жонглирования стилями.
Мебель для своих проектов Кастелла, по возможности, проектирует сам – около половины кресел и диванов, которые он ставит в интерьер, сделаны по его эскизам. Изготовление этих предметов – отдельная история: дизайнер одержим желанием работать только с лучшими ремесленниками в своей области, поэтому ищет достойных мастеров по всему миры. Так, швейцарцы Art Kern делают для дизайнера предметы из металла, Джулиан и Палома Карридо из Милана – золотую и серебряную фурнитуру, а лондонцы Rug Company – ковровые покрытия. Список можно продолжить, но интересно другое: все предметы, которые украшают виллу в двух часах езды от Барселоны самого дизайнера, в конечном счете переезжают в чужие дома, оставляя место новому – в противном случае особняк давно превратился бы в чулан.
Единственная вещь в доме, с которой Кастелла ни за что не расстанется, это снимок знаменитого фотографа Уильяма Вегмана в спальне над кроватью.
Несколько лет назад Кастелла и Флинн расширили свое увлечение антиквариатом от погоней за древностями до демонстрации уже приобретенных предметов: каждое лето они устраивают выставки искусств прямо у себя дома. Кроме того, дизайнеры сотрудничают с рядом галерей и выставляют свою коллекцию антиквариата то в галерее 1stdib при New York Design Center, то в Galeria Miguel Alzueta в Барселоне, то в галереях Женевы и Тель-Авива. «Когда люди видят произведения искусства не в музейных стенах, а пространстве интерьера, они лучше представляю, как вписать искусство в свое собственное пространство», – делятся наблюдениями дизайнеры.
Кастелла – француз по национальности, но свои проекты он считает международными, подчеркивая, что на формирование его стиля оказывают влияние не столько французские корни, сколько современный мир в глобальном смысле. «Мы работаем над созданием среды, гармоничной и приятной, а стиль может быть каким угодно», – говорит дизайнер. Каждый его проект – воплощение его собственного представления о гармонии и красоте. «Если мой стиль и изменился за эти годы, – говорит дизайнер, – то только потому, что мои клиенты дают мне все больше свободы, а значит и уверенности».
Все фото: sergecastella.com