Творческий метод Себастьяна Херкнера
Только за последний год 37-летний немецкий дизайнер Себастьян Херкнер реализовал больше двух десятков проектов для ведущих мировых брендов, в числе которых Moroso, Thonet, Lintello и Dedon. А на днях его назвали «Дизайнером года 2019» по версии Maison & Objet. Рассказываем, как дизайнер заработал себе такую популярность.
Себастьян Херкнер родился в 1981 году в курортном немецком городке Бад-Мергентхайм в округе Штутгарт. Пасторальные пейзажи вдохновили мальчика на рисование – главное увлечение детства. В семье Херкнер художников не было, поэтому рисунки Себастьяна родители расценивали скорее как детскую забаву, не особенно веря в творческий потенциал сына. Все изменилось, когда, окончив школу, он поступил в Оффенбахский университет искусства и дизайна (HfG Offenbach). Вместо пейзажей в университете Себастьян начал рисовать мебель. Уже самые первые проекты дизайнера были придуманы с большим вниманием к культурным контекстам и сочетали в себе новые технологии и традиционные ремесла – тем самым Херкнер стремился подчеркнуть многогранную красоту попавших к нему в руки материалов. Особенно сильно чувствовать материал, его текстуру и структуру дизайнер научился на студенческой стажировке у Стеллы Маккартни в Лондоне – работа в команде модельера помогла дизайнеру отточить свое чувство цвета, навык, который он будет использовать неоднократно.
«Меня интересовали производственные процессы, которые существуют в модной индустрии, и принципы сочетания цветов, – объясняет дизайнер. – Цвет это часто последняя вещь, о которой думают дизайнеры, но для меня это отправная точка всего процесса проектирования». Поиск идеального цветового сочетания, по мнению Херкнера, может занять годы – не меньше.
В 2006 году Себастьян Херкнер основал в Оффенбахе собственную студию дизайна. Она находится в здании бывшей кожевенной мастерской – по-своему символичный факт, учитывая, с каким вниманием дизайнер относится ко всему, что можно назвать «культурным наследием». Безусловная любовь к традиционным ремеслам – это для дизайнера главная движимая сила всего творческого процесса. По большому счету, он начал комбинировать новые технологии и народные промыслы задолго до того, как эта тенденция охватила все дизайн-сообщество. В поисках настоящих мастеров своего дела Херкнер обращается на старинные заводы и мануфактуры. Например, стеклянное основание столиков Bell для бренда ClassiCon делали на баварском стекольном заводе с вековой историей, а плетеную мебель для Caribe ткали мастера из Санта-Марте в Колумбии. Они изучали эту технику плетения не один год. «Все это ручная работа, поэтому у предметов могут быть мелкие недостатки, но все они обладают своей специфической красотой», — говорит дизайнер.
Жизненно важно возродить традиционные ремесла прежде, чем мы утратим их навсегда. Это неотъемлемая часть нашего культурного наследия.
В своей студии, в окружении людей с четырех континентов, или в путешествии по Китаю, Колумбии, Сенегалу или Канаде – Херкнер все время находится в окружении различных культур. «Это стимулирует мое воображение», – говорит дизайнер. Еще один источник вдохновения – традиционные материалы, например, керамика, кожа и мрамор, и, разумеется, искусство. Так, знаковые лампы Oda для бренда Pulpo были вдохновлены фотографическими образами водонапорных башен, запечатленными на снимках Бернарда и Хиллы Бехер, немецких концептуальных художников и фотографов, которые работали вместе.
В сотрудничестве с Pulpo Херкнер разрабатывал и другие предметы, например, подвесные светильники Stellar, которые немецкий бренд представил на стендах IMM Cologne и Maison & Objet в этом году, или пухлые столики Delight, сделанные из выдувного стекла в матовой отделке, – всего 12 уникальных продуктов.
В период с 2007 по 2012 года дизайнер вел курс в своей Альма-матер, Университете искусства и дизайна в Оффенбахе, в качестве приглашенного лектора. С момента основания собственной студии он работает с ведущими мировыми брендами, производителями мебели и предметов освещения – Cappellini, ClassiCon, Dedon, Fontana Arte, Moroso, Pulpo, Thonet и Wittman, – разрабатывает дизайн интерьеров и выставочных пространств. «В своей работе я использую элементы разных культур, интерпретирую их и переношу на новые объекты – повседневные вещи приобретают собственную идентичность и индивидуальность», – говорит Херкнер. Интересуясь традиционными ремеслами и нетипичными сочетаниями материалов больше, чем тенденциями и запросами пользователей, дизайнер создает предметы, которые не могут выйти из моды. Экспериментатор и исследователь, он формирует не столько новые вещи, сколько новый подход к дизайну – вдумчивый и основательный.