Руслан Чернобаев: «Одна из целей ADDAWARDS.RU — оставаться на передовой развития российской индустрии дизайна»
Проект ADDAWARDS.RU появился 10 лет назад из запроса локального профессионального сообщества на объективную и независимую премию. Сегодня ADDAWARDS.RU — это полноценная экосистема, которая руководствуется всё теми же принципами равенства участников и непредвзятости экспертного жюри. В преддверии Церемонии награждения X сезона, которая пройдет 12 декабря, мы поговорили с учредителем премии Русланом Чернобаевым о том, как за эту декаду изменился сам проект и индустрия в целом, нужно ли привлекать к участию дизайнеров с именем и как конкуренция влияет на качество рынка.
Руслан, в этом году премия ADDAWARDS.RU проходит уже в десятый раз. Как за это время изменилась индустрия дизайна?
Идея запуска премии возникла в очень хорошее время для индустрии: рынок быстро рос и развивался, но при этом был ориентирован в основном на европейские тренды. Моду в интерьерном и предметном дизайне задавали итальянцы; нарастало влияние со стороны Франции и Испании. Вместе с тем стали появляться перспективные проекты в России. Первый стимул к объединению дизайн-сообщества для меня лично возник еще в 2011 году, когда стартовал проект St. Petersburg Design Week, и удалось сформировать активное партнерство всех участников рынка вокруг этой идеи. Как раз со стороны этого сообщества появился запрос на премию, в которой изначально будет отсутствовать высокая значимость организатора и не будет сомнений в результате. Мы провели первый сезон и сформировали ту маркетинговую модель ADDAWARDS.RU, которая работает до сих пор. Что касается значимых изменений в локальной индустрии, то, в первую очередь, стоит отметить тренд на «импортозамещение», которое началось примерно в 2014 году. Постепенно на рынке российского дизайна появилось несколько десятков новых сильных брендов. Стали формироваться внутренние тенденции развития рынка. Мощно помогало продвижению локального дизайна развитие соцсетей. Ситуацию изменила пандемия, и 2022-2023 годы окончательно подтвердили мою уверенность в том, что рынок проходит стадию активной трансформации. Пришло много новых интересных компаний; появились яркие коллаборации российских дизайнеров и производителей.
В 2023 году я стал формировать новое направление в развитии премии, в рамках которого мы внимательно следим за дизайн-бумом в регионах. Если первые 5-6 лет у нас было достаточно четкое разделение — 40% заявок из Москвы, 35-40% — из Петербурга, а остальные распределялись ровным слоем по регионам, то с 2023 года доля столиц стала меньше. Сейчас особенно интересно наблюдать за тем, как бурно развивается внутренний рынок. Поэтому одна из актуальных целей премии — стоять на передовой этого развития.
Вы делаете большой акцент на независимости, объективности и непредвзятости премии ADDAWARDS.RU. Что делает ее такой?
В основном, цифровой формат проведения. Наши участники подают заявки в личном кабинет на сайте. Затем проекты попадают на рабочий стол модераторам. Это абсолютно независимые и незнакомые друг с другом люди. Мы всегда привлекаем внешних экспертов с активной позицией, из разных секторов рынка, для формирования более полной экспертизы. Они отслеживают, насколько проекты отвечают нашим базовым принципам и их личным приоритетам. Мы принимаем работы, созданные за последние два года, но не ограничиваем подачу проектов, которые принимали участие в других премиях — я не вижу в этом никакого смысла.
Мы за развитие рынка, а не за внутреннюю конкуренцию.
Первая модерация позволяет пройти дальше технически качественным проектам, проверяя их соответствие категориям и требованиям премии. Затем в работу включается экспертный совет, состоящий из 25-30 человек и формирующий шорт-лист. Эксперты тоже работают в своих кабинетах онлайн, не зная ничего об авторах проектов, кроме изображений и текстовых описаний. Мы не проводим очных совещаний: эксперты самостоятельно выставляют оценки, которые затем суммируются в системе, и выдается окончательный протокол, на основе которого оргкомитет проводит три уровня контроля. После технической проверки отобранные проекты попадают в руки высокому жюри. На этом этапе происходит формирование списка победителей. Мы часто перемешиваем членов жюри и экспертов для того, чтобы они имели возможность голосовать за разные номинации и форматы проектов. На этом этапе сохраняется принцип «тайного голосования». Таким образом мы ограничиваем возможность влияния учредителей, экспертов, жюри и самих участников на результаты.
Почему вы делаете особый акцент именно на реализованных проектах?
В рамках нашей премии главную награду получают авторы реализованных проектов, а концепции поощряются дипломами. Это делается осознанно, потому что ценность реализованного проекта, в нашем понимании, на порядок выше, чем концептуального. Но, принимая концепты, мы демонстрируем усилия дизайнеров, что называется, в процессе развития их идеи. И молодые дизайнеры получают возможность показать себя на одном уровне с опытными профессионалами. Это дает очень хорошие результаты в нашей модели. Кроме того, даже профессионалы высокого уровня не всегда подают реализованные работы. Иногда им просто нельзя демонстрировать фотографии по условиям договора с заказчиком — вот и загружают на сайт рендеры.
Расскажите о том, как формируется состав жюри премии.
Одно время у нас был перекос в сторону международного рынка — высокое жюри состояло в основном из иностранцев. И мы обнаружили, что итоговые протоколы выводили на первый план проекты, четко соответствующие европейскому восприятию дизайна, но не совсем вписывающиеся в наш национальный рынок и колорит. Сейчас на рынке «борются» две точки зрения. Одна гласит, что российский дизайн должен соответствовать в основном европейским стилеобразующим трендам создания интерьеров. Но благодаря тому, что экономическая, политическая и рыночная ситуация изменились, появляется много ярких проектов и, собственно, интерьеров, созданных с превалирующей долей российских брендов. И это меняет рынок. Меняются базовые понятия. В том числе из-за этого в X сезоне мы изменили принцип вручения наград. Теперь мы даем по три первых места в каждой номинации в трех категориях — бизнес, премиум и люкс, отказавшись от второго и третьего места. Так мы подтверждаем наш основной девиз — выбираем «лучших среди равных».
Для начинающих дизайнеров участие в конкурсах — это возможность громко заявить о себе профессиональному сообществу и получить импульс к развитию карьеры. А что касается уже сформировавшихся профессионалов с именем — зачем конкурсы им?
У каждого участника — свои цели. Кто-то использует премию в качестве маркетингового хода, кто-то просто привычно загружает свои проекты в кабинет каждый сезон и таким образом формирует свое профессиональное портфолио. Есть дизайнеры, которые принципиально не участвуют в премиях, и те, у которых просто нет на это времени.
А вам, как организатору премии, важно привлекать к участию известных дизайнеров?
Мы для этого не предпринимаем никаких усилий. Дизайнер может принять участие в нашей премии в четырех статусах — участника, амбассадора, эксперта и члена жюри. Таким образом, каждый специалист с активной позицией на нашем рынке интерьерного и предметного дизайна может повлиять на итоговое решение протокола премии.
Часто ли вы сталкивались с использованием копий в заявленных участниками интерьерах? Как вы видите проблему копирования в дизайне сейчас?
Безусловно, воровать и обманывать — нехорошо. Это не укладывается в мои базовые моральные и деловые ценности. Но и обвинять направо и налево в подделках или заимствовании чужих идей — не наша позиция. Я считаю, что любая работа, связанная с юридическим полем, где необходимо доказать свою правоту, защитить свое интеллектуальное право на ту или иную идею, — это дело юристов, производителей и регуляторов. Самое главное в данном вопросе — не примерить на себя роль морализатора. При этом дизайнер сегодня находится в жестких стесненных обстоятельствах между творческим полетом фантазии и возможностями, которые предоставляет ему рынок и клиент. Клиент дает бюджет, рынок называет цену, и разрыв бывает критичен. Но что лучше сделать? Купить «лицензионный товар», производимый и продаваемый на территории РФ официально и легально? Или купить серую, а то и черную поставку, которая завезена в Россию с нарушением таможенных и прочих законов? Где здесь граница «правильности»?
Мы не берем на себя позицию судьи, но предоставляем возможность в очередной раз поднять этот вопрос и обратить на него внимание.
Вы считаете, что среди премий не может быть конкуренции. Как, на ваш взгляд, появление новых премий в области дизайна влияет на индустрию?
Да, это моя личная позиция. Я всегда считал, что если на рынке появляются новые инструменты, и они приносят пользу, не подменяя понятия «быть и казаться», то чем больше их будет, тем лучше рынку. Слабая конкуренция всегда снижает качество. Высокая конкуренция поднимает качество и убирает слабые проекты. Меня всегда это очень стимулирует на личностном уровне. Я за конкуренцию, более того, я всегда приглашаю к участию в своих проектах и прямых конкурентов, ведь мы все создаем единое сообщество, формируем единые базовые принципы.
Поделитесь дальнейшими планами по развитию премии.
Наше главное изменение в этом году — эволюция из премии в экосистему. Мы создаем три новых сущности. Во-первых, мы делаем подарок всем дизайнерам, принимающим участие в премии, «превращая» загруженные работы в публичное портфолио. Теперь дизайнер может, нажав на одну кнопку, сделать из своего закрытого кабинета, который видели только члены жюри, публичное портфолио, и использовать его в качестве одного из своих маркетинговых инструментов.
Мы обратили внимание, что очень мало дизайн-студий и уж тем более частных дизайнеров обладает качественным сайтом для презентации своих работ.
Во-вторых, мы создали совершенно новый сервис для коммерческих партнеров — для тех, кто поставляет на рынок дизайна товары и услуги. Мы создали «кабинет партнера» премии, через который они могут коммуницировать с интересными им дизайнерами — участниками премии. Сайт премии, который до этого был «выставкой достижений», превращается в полноценный рабочий инструмент. Заказчик может найти дизайнера, дизайнер может найти поставщика. Все это будет происходить в удобной цифровой экосистеме. Наша задача — оставаться непредвзятыми модераторами процесса. Мы делаем это для того, чтобы в очередной раз простимулировать развитие рынка. Эта роль является важной и для меня лично, как для человека, который отдал этому проекту десять лет. Сейчас мы переживаем очередной новый стимул и виток внутренней мотивации для того, чтобы и дальше развивать экосистему ADDAWARDS.RU.
Все фотографии: ADDAWARDS.RU.