Робер Малле-Стивенс: интимность в архитектуре
Робера Малле-Стивенса часто называли Роб и постоянно сравнивали с известным соотечественником и коллегой Ле Корбюзье. Французский архитектор являлся одной из наиболее спорных фигур движения своего времени. Пока его современники предавались мечтам гигантомании, Малле-Стивенс тяготел к пространству частного и отдавал предпочтение почти интимной архитектуре с легким веянием буржуазного шика и элегантности.
Малле-Стивенс получил образование в парижской школе архитектуры и помимо проектирования занимался архитектурной журналистикой и создавал декорации для фильмов. Отчасти поэтому в России в свое время он был более известен как художник кино и представитель передовой французской архитектуры. В фильмах «Нечеловеческое» Марселя Л`Эрбье или «Загадки замка» Де Ман Рэя интерьерами для сюрреалистических историй послужили не студийные декорации, а спроектированные, вполне реальные шедевры Малле-Стивенса.
Внимание к деталям
В начале своей карьеры гений ар-деко был подвержен влиянию венского сецессиона. Это подтверждает серия фасадов идеальных домов для современного города, созданных в 1917 году. На планах отчетливо видна особенность восприятия архитектором пространства. Прежде всего это отражается в пристальном внимании к деталям и эффекте «взгляд снизу». Каждым эскизом Малле-Стивенс акцентирует, что проектирует он для горожанина. А значит, главными факторами для него являются не мода и принципы, а удобство и эргономичность, а также личность заказчика.
© ADAGP, Paris / Photo MAD, Paris
Манифест нового искусства
Первым крупным проектом архитектора стала вилла Ноай. Заказчиками выступали известные меценаты и покровители Ман Рэя и Сальвадора Дали. Даже на огромном участке земли Малле-Стивенс смог воплотить свой индивидуальный стиль «интимной архитектуры» или «маленького дома». Архитектор отдал предпочтение геометрической четкости формы и логической конструктивности. Замок получился современным и воздушным, все 60 комнат были подвластны гегемонии света и обилию воздуха. Главным символом виллы стала гостиная размером 50 квадратных метров, дополняющая два холла. Комнаты были украшены скульптурами Анри Лоренса и картинами Пита Мондриана. А интерьер отражал самые последние тенденции того времени. Вилла стала одной из первых модернистских построек, тем самым, воплотив в жизнь манифест нового искусства.
Комплексная застройка в Париже
Малле-Стивенсу удалось осуществить мечту любого архитектора. В рамках комплексной застройки 1927 года архитектор спроектировал сразу 6 индивидуальных домов в парижском районе Отей. Все дома объединял единый стиль — модернизм.
Однако именно виллы подарили архитектору безоговорочный авторитет и возможность быть влиятельным критиком. В 1932 году завершилось строительство одного из главных памятников французского модернизма — виллы Кавруа в Рубэ. При первом взгляде на виллу в глаза бросается гармоничное сочетание геометрических объемов, лишенных декора и орнамента. Именно этот проект позволил Малле-Стивенсу реализовать универсальность мышления и перейти от игры пространств к видению интерьера. Архитектор придумал дизайн для всей виллы, начав создавать столы, стулья, диваны и даже торшеры.
© Jean-Luc Paillé
Железобетонный сад
Уникальном сад с бетонными деревьями был создан специально для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Сад вызвал резонанс как в обществе, так и среди критиков, и был признан потрясающим примером ландшафтной модернистской архитектуры. По словам Малле-Стивенса, вдохновением послужили линии электропередач. Он накрыл их четырехугольными платформами-клумбами и «посадил» на них подходящие железобетонные деревья. После выставки сад был разрушен, но фотографии позволяют оценить замысел.
Сад бетонных деревьев
Больше всего Малле-Стивенс любил и ценил эстетику японской гравюры и искусство Японии в целом. Он относился к тому числу архитекторов, чья эволюция совершалась плавно и естественно, без оглядки на моду. А значит, эпоха повлияла на художника ровно так же, как и художник повлиял на эпоху. Через все свое творчество архитектор пронес отказ от стандартизации и традиционной системы разделения земельных участков. Воплощенными замыслами он неустанно настаивал на важности деталей в общем дизайне здания и на единстве архитектуры и декоративного искусства в целом. Малле-Стивенс не побоялся демонстративно интегрировать кубизм и футуризм в архитектуру, элементы которой были основаны прежде всего на исторической традиции.