Притцкеровская премия 2021: Почему Lacaton & Vassal?
16 марта был объявлен обладатель высшей архитектурной награды – Притцкеровской премии – французское архитектурное бюро Lacaton & Vassal. Однако общественность поделилась на два лагеря – тех, кто высоко ценит их творчество, и тех, кто не понимает, как «анти-архитектура» могла победить. Мы же предлагаем разобраться, почему выбор Lacaton & Vassal закономерный и естественный.
Lacaton & Vassal: об истоках
Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль познакомились будучи студентами в конце 1970-х годов во время обучения в Высшей национальной школе архитектуры и ландшафтного дизайна Бордо. Вассаль, окончивший магистратуру по направлению городского планирования в Университете Бордо Монтень, вскоре переехал в Нигер и работал по профессии, а Лакатон часто его навещала. Именно там началось их «второе архитектурное образование», на которое глубоко повлияли местные принципы строительства и бережного отношения к скромным ресурсам. «Нигер – одна из беднейших стран мира, и люди там такие невероятные, щедрые, они создают все почти из ничего, постоянно находят ресурсы, полны оптимизма, поэзии и изобретательности. Это действительно наша вторая архитектурная школа», – признается Вассаль. Лакатон придерживается тех же взглядов, утверждая, что они испытали шок из-за того, что там не было архитектуры как таковой, лишь простые дома с землебитными стенами и соломенными крышами. Через пару месяцев жизни в Африке они полностью пересмотрели свои взгляды на архитектуру, начали наблюдать и анализировать местные принципы и подходы, следовать примерам.
По возвращении в Париж в 1987 году Анна и Жан-Филлип основали Lacaton&Vassal Architectes. Более 30 лет они проектируют частное и социальное жилье, культурные и образовательные учреждения, общественные пространства и городские стратегии, следуя ключевым принципам.
Принципы Lacaton & Vassal
Экологическая устойчивость. Вернувшись из Нигера о Францию, архитекторы взялись за свой первый проект – Maison Latapie во Флораке, Франция (1993). В нем впервые были применены тепличные технологии, создающие оптимальные биоклиматические условия. Lacaton & Vassal «задействовали» в архитектуре солнечный свет и естественную вентиляцию, чтобы создать регулируемый комфортный микроклимат. «С самого начала мы изучали оранжереи ботанических садов с их впечатляющими хрупкими растениями, красивым светом и прозрачностью, а также способностью просто изменять климат на открытом воздухе. Мы были заинтересованы в том, чтобы привнести эту изысканность в архитектуру», – рассказывает Анна Лакатон.
Maison Latapie, Флорак, Франция, 1993
Второй показательный пример – частная резиденция в Кап-Ферре, Франция (1998). Вместо того чтобы удалять 46 деревьев на неосвоенном участке вдоль залива Аркашон, архитекторы приподняли дом, построив его в окружении деревьев, часть стволов проходит сквозь здание.
Дом в Кап-Ферре, Франция, 1998
Повторное использование. Девиз Lacaton & Vassal звучит так: «Никогда не сноси, никогда не удаляй – всегда добавляй, трансформируй и повторно используй». Впервые с этим заявлением бюро выступило в 2004 году, когда вместе с архитектором Фредериком Дрюо они оспаривали расточительную стратегию французского правительства, предлагающую снести жилые дома, которые оставались жизнеспособными, но имели дурную славу. Одни из первых проектов, доказавших, что физическая структура здания может быть успешно модернизирована с меньшими затратами, чем снос и восстановление, а имидж может быть изменен, – проект в Сен-Назере и 17-этажный дом в Париже, фасад которого покрыт зимним садом. За ними последовали и другие, более известные проекты.
Преобразование 17-этажного жилого дома в Париже, 2011
Анна Лакатон: «Трансформация – это возможность делать больше и лучше с тем, что уже существует. Снос – решение легкое и краткосрочное. Это пустая трата энергии, материала и истории. Более того, это имеет очень негативное социальное воздействие. Для нас это акт насилия».
Социальная справедливость. Lacaton & Vassal одними из первых стали применять новый подход к созданию социального жилья. По словам Анны Лакатон, социальное жилье не должно стигматизироваться и составлять особую категорию, поскольку «работа в контексте субсидируемых операций не требует изменить свое собственное мышление и представление о наилучших возможных условиях для жизни людей».
Один из наиболее ярких проектов – жилой комплекс Grand Parc, построенный в Бордо в послевоенное время. Функциональная монотонная архитектура не производила впечатления безнадежно мрачной, как во многих французских пригородах, но уже неминуемо устаревала, а район в целом приходил в постепенный упадок. Вместо сноса и кардинальной перестройки с сопутствующим расточительством бюджета и губительным воздействием на окружающую среду, блоки комплекса были приведены в порядок с помощью простого способа добавления зимних садов и балконов. Оригинальные фасады «дематериализованы» и заменены на мерцающий мелкозернистый фасад из поликарбоната, стекла, гофрированного металла и жалюзи. Квартиры стали более светлыми и просторными, а из окон открывался вид на город. Балконы, украшенные растениями, велосипедами, птичьими клетками и другими домашними мелочами, символизируют жизнь каждого отдельного человека в этом доме.
Преобразование Grand Parc, 2017
В интервью журналу Icon Анна Лакатон сказала: «Предоставление большого пространства ведет к более качественному использованию, улучшает качество жизни и человеческих взаимоотношений. Очень важно спроектировать здание, в котором пользователи обретают свободу». Этот благородный подход часто вызывает неоднозначную реакцию: многим кажется, что, когда каждый пользователь волен делать что угодно, архитектура становится хаотичной и визуально загрязненной. Однако в одном из интервью Анна Лакатон дала на это утверждение прекрасный ответ: «Есть примеры, когда архитектура настолько сильна, что пользователи ничего не могут внутри сделать. Конечно, это очень хорошо и очень красиво, но какова цель постройки? Сделать произведение искусства? Разница между искусством и архитектурой в том, что используется последняя».
Соучастное проектирование. Свою работу Lacaton & Vassal рассматривают как отправную точку для дальнейшего развития. Главное для них – улучшить жилищные условия и сделать людей более открытыми для социальной жизни и устойчивости. На самом деле, как говорят архитекторы, жители очень привязаны к своему дому и не видят в нем ошибок, и с ними никто не ведет диалог. Лакатон и Вассаль утверждают, что «всегда важно позволить жителям внести свой вклад. Их нужно представлять как реальных партнеров по проекту, а не просто спрашивать, какие цвета выбрать. Тогда трансформация действительно происходит, и люди лучше понимают происходящую ситуацию и становятся более открытыми».
Экономическая устойчивость. Использование обычных и зачастую дешевых материалов – катализатор того, что Lacaton & Vassal называют «пространственной роскошью», которая бросает вызов сокращающимся нормам площади, предоставляя значительно более просторные помещения. «Нам нравится идея роскоши в простоте – «меньше значит больше», что также может быть и финансовым подходом: «дешево значит больше». Наша цель – использовать экономию, чтобы сделать максимум, чтобы увеличить возможности жизни для семей, у которых не обязательно много денег», – говорит Вассаль.
Один из нашумевших и многими непонятых проектов – реконструкция городской площади в Бордо. Лакатон и Вассаль долго наблюдали за городским пространством и поведением жителей, общались с гражданами, после чего пришли к выводу, что площадь и так хороша, просто ее нужно чаще чистить, больше ухаживать за деревьями и выложить гравий, а деньги лучше потратить на что-то другое. Этот подход Жан-Филлип Вассаль объясняет весьма просто: «Когда вы пойдете к врачу, вам могут сказать, что с вами все в порядке и лекарства вам не нужны. Архитектура должна быть такой же. Если вы уделяете время наблюдению и очень внимательно смотрите, иногда вашим вердиктом будет «ничего не делать».
В современном мире, где остры проблемы экологии и изменения климата, социального неравенства, потребления и перераспределения ресурсов, а многие страны сталкиваются с серьезным экономическим кризисом, архитектурные практики все активнее стараются внедрять более устойчивые технологии. Однако Lacaton & Vassal успешно применяют все ключевые принципы устойчивой архитектуры уже на протяжении 30 лет, поэтому получение французским бюро Притцкеровской премии в 2021 году вполне логично. Есть и те, кто выражают недоумение победе Lacaton&Vassal, ведь в их портфолио нет архитектурных проектов с wow-эффектом. Сталкиваясь с такой неоднозначной реакцией, Анна Лакатон отвечает: «Проблема, я думаю, в том, как анализируется архитектура в наших странах, где эстетика – единственный способ оценить здание».
Профессиональное признание
Нынешний председатель жюри Притцкеровской премии Алехандро Аравена о Lacaton & Vassal: «Их самые известные проекты относятся к сфере социального жилья. В частности, эти проекты сосредоточены на сохранении изношенных единиц государственного жилья от разрушения и используют изобретательные, относительно недорогие архитектурные меры, которые значительно улучшают качество жизни людей». По словам чилийского архитектора, Лакатон и Вассаль «радикальные в своей деликатности и смелые в своей тонкости».
Члены жюри Притцкеровской премии единогласны во мнении, что работы Анны Лакатон и Жана-Филиппа Вассаля отражают демократический дух архитектуры. Lacaton & Vassal не только определили архитектурный подход, обновляющий наследие модернизма, но и переосмыслили профессию архитектора. Они чутко реагируют на климатические и экологические проблемы, социальные нужды и создают эстетичную и этичную архитектуру.
Притцкеровская премия – закономерный шаг на пути к профессиональному признанию французского бюро. В 2019 году за проект Grand Parc они получили премию Миса ван дер Роэ, и его принцип «меньше значит больше» как никогда прежде был очень уместен. Среди наград Lacaton & Vassal: гран-при BDA Prize (2020); награда за устойчивую архитектуру Cité de l’Architecture & du Patrimoine (2018); премия Trienal de Arquitectura de Lisboa (2016); международная стипендия Королевского института британских архитекторов (RIBA) (2009); архитектурная премия Шеллинга (2006) и др.