Поэтический минимализм Пьера Шарпена
О том, что Пьер Шарпен стал дизайнером года, Maison & Objet объявили почти за два месяца до начала выставки. «Исследователь до глубины души», как его называют организаторы вставки, делает проекты для Zanotta, Venini, Alessi, Cristalleries Saint-Louis и Ligne Roset. И в каждом предмете, будь то стул или графин, чувствуется простота формы, ее пластичность и мягкость.
Пьер родился 1962 году на окраине Парижа в семье художников. От отца, Марка Шарпена, будущий дизайнер унаследовал чувство цвета художника и чувство формы скульптора. Следуя по стопам родителей, он в 1984 году окончил Национальную школу искусств Бурже, но потом увлекся постмодернистскими идеями миланской группы дизайнеров «Мемфис» (Memphis Group). Их стиль был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Сотрудничество с группой породило первые эксперименты Шарпена с материалами, формами и цветами. Набравшись бесценного опыта, дизайнер вернулся в Париж, где начал делать проекты для известных брендов.
Один из наиболее типичных предметов Шарпена — кресло Slice. Придуманное в 1998 году, к 2016 оно не потеряло своей актуальности и было перевыпущено брендом Cinna, подразделением французской фабрики мебели Ligne Roset. Строгая, упрощенная до минимума форма и явное стремление отказаться от любой ненужной детали, выполненные в неожиданных ярких цветах, превращают привычный предмет мебели в нечто необычное. Кресло собирается из нескольких цветных блоков, которые можно комбинировать в любом порядке.
Модульное кресло Slice, Ligne Roset, 2016
Каждый предмет Шарпена это воплощение пластичного и поэтического минимализма, который одинаково хорошо вписывается как в жилое пространство, так и в белостенные галерейные залы. Дизайнер и сам отмечает это, говоря: «Я никогда не делаю различия между продуктом промышленного дизайна и галерейным экспонатом». Первая персональная выставка Шарпена, к слову, состоялась в 1990 году в Galerie Perkal в Париже — дизайнер представил серию «антропоморфной» мебели и коллекцию серебряной посуды, выпущенной в 1988 году.
На зимней сессии Maison & Objet 2017 Пьер Шарпен представил коллекцию настольных ламп PC. У дизайнера ушло три года на то, чтобы найти визуальное подтверждение слов «меньше значит больше». «Это был долгий и медленный процесс трансформации идеи в готовое изделие, медленная эволюция от рисунка до производственной модели, почти по-дарвиновски», — говорит Шарпен. Самым важным для дизайнера было достигнуть практического и эстетического единства. Каждая часть лампы выполнена из разного материала, пластика, алюминия и чугуна. Объединяющим элементом является цвет: именно он собирает все детали в единое целое.
PC Table Lamp, 2016
Сегодня Пьер Шарпен живет и работает в Иври-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Он не только продолжает заниматься дизайном, но и с 2006 года преподает на кафедре промышленного дизайна в Университете искусства и дизайна Лозанны в Швейцарии.