Пьер Бонфий: «Красота привлекательна для любой культуры»
Художник, дизайнер, чуткий колорист и признанный мэтр, Пьер Бонфий живет в Париже и собирает удивительную библиотеку — библиотеку цветов. Тысячи оттенков со всего света в одной мастерской. О том, что такое «красиво», «хороший вкус» и «гармония», мы поговорили с Пьером в одном из самых идеальных пространств Москвы, Fifth Avenue. В нем даже мэтру ничего менять не захотелось.
Пьер, вы впервые в Москве?
Нет, мой первый раз был целых 30 лет назад.
Какой Москва была, когда вы впервые ее увидели? Что с тех пор изменилось?
Моим самым большим откровением была перемена в освещении — 30 лет назад в Москве висели лампы через каждые 100 метров, а фонарей совсем не было. А потом приезжаешь в Москву и она вся светится — из каждого здания, из каждого окошка льется свет.
А как Париж изменился за это время?
С этим сложнее — в Париже я живу уже 40 лет. Эволюция постоянна, все время что-то меняется, но когда находишься внутри, это сложно заметить. Разве что, в Париже теперь меньше машин, больше велосипедов и пешеходов.
Вчера вы упомянули, что вдохновляетесь природой, но живете вы в городе. Как найти гармонию в городе?
Я живу рядом с городом, а моя студия всего лишь в шести километрах от Парижа на реке Марна, между Парижем и пригородом. Вдохновения там предостаточно. Рядом с моим домом большой лес, а из окон видны мои японские яблони.
У вас был такой момент в детстве, который дал понять, что вы будете художником? Когда вы осознали, что больше всего на свете вам хотелось бы создавать?
Я никогда ничего не умел, кроме искусства. Я таким родился. В художественной студии моего дяди я испытывал такие эмоции, которые больше нигде не чувствовал. И все благодаря трансформации цвета: берешь краски, смешиваешь их и превращаешь в портрет или пейзаж. Именно это чувство дало мне понять, чем я хочу заниматься в жизни. И с того момента я больше не занимался ничем другим.
Самый главный концепт создателя — Бог. Как вам кажется, Бог — хороший художник?
Бог — мастер искусств, если так рассуждать. А если серьезно, то я рос католиком, что, конечно, привило мне определенный стиль жизни и мораль. Но я не практикую католичество и совсем не религиозен. Для меня религия — это скорее момент созерцания, который дает мне чувство познания. Я верю не в одного Бога, создателя всего, а в природу. Она важнее для меня в плане ощущений, которые она дарит.
А восприятие природы субъективно или объективно? Может ли красота быть объективной?
Восприятие красоты всегда находится в резонансе с определенной культурой.
Если культура имеет влияние на восприятие красоты, то почему люди из разных стран считают ваши работы красивыми?
В каждой культуре есть что-то универсальное. Красота привлекательна для любой культуры. Например, когда я создаю такие работы, как бронзовые картины, они привлекают людей разных культур благодаря эмоции, которую я привношу. Так, я могу дотронуться до внутреннего мира зрителей, будь они японцы, арабы, персы, французы — не столь важно. Приглашение в мой личный мир, в этом состоит универсальность притяжения.
Когда вы творите, вы стараетесь выразить себя или хотите добиться каких-то ощущений от зрителя? Вам важнее самовыражение или то, что они подумают?
Для меня это способ выразить свою точку зрения. Этот процесс не для других, а для меня. Но он находит отклик у других. Законченная работа предлагается людям, которые могут испытать глубокую связь с ней. Я не всегда доволен тем, что я создаю. Вдохновение, подходящее видение форм приходит не сразу.
Кстати, говоря об универсальных вещах, существует ли цвет, который привлекает всех, особенно касательно интерьера?
Всегда можно использовать белый. Однако то, как люди воспринимают цвет в интерьере, зависит от атмосферы, которую вы хотите создать. Если вы хотите каменный или песочный интерьер, существует огромное количество возможностей для гармонии вариаций одного спектра оттенков. Но вдохновение бывает очень разным. Я могу создать темную комнату с интенсивными оттенками черного, и она будет весьма привлекательной.
А сколько оттенков черного существует?
Бесконечное количество. Все существующие цвета могут быть в черном. Как и в белом. Я люблю играть с оттенками, потому что белый и черный в понимании общественности вообще не считаются цветами. А для меня в них скрыто множество цветов.
Что было бы, если бы мы жили в черно-белом мире?
Черно-белый мир — это основа проявления других цветов. Цвета — для меня это жизнь внутри черно-белой Вселенной.
Какие произведения вы храните у себя дома, внутри своей маленькой Вселенной?
У себя я храню наброски своих работ. Также я коллекционирую работы других художников: архитектора Андреа Бранци, работы американских дизайнеров Сола Левитта и Роберта Раушенберга.
А как вы выбираете картины? Во время поездки находите, ищете в интернете или покупаете с аукционов?
Нет, я не такой одержимый коллекционер произведений искусств. Кроме того, не располагаю космическими суммами на покупку масштабного искусства. Обычно, сталкиваясь с работами художника, которые мне понравились, я покупаю какой-то небольшой предмет, как сувенир на память об этом художнике.
Для вас важно ознакомится с биографией того художника, чью работу вы хотите купить?
Для меня важнее эмоциональное восприятие. Самая ценная для меня коллекция, это моя коллекция цветов.
Насколько большая у вас коллекция?
Тысячи цветов! Я собираю их по всему миру. Цветы, листья, пигменты, песок, кора, это самая большая и самая важная для меня коллекция. И когда я что-то покупаю, мое решение всегда связано с архитектурой цвета. Даже если это ваза или стол.
Какой у вас любимый цвет?
Мой любимый цвет — это цвет гармонии. Когда цвет находится в гармонии с чем-то. В работе я использую все цвета, любимых у меня нет. Равносильно тому, как у музыкант не может себе позволить иметь любимую ноту.
Бывают ли у вас в жизни такие моменты, когда вы встречаете кого-то и чувствуете, что в его внешнем виде, в его одежде нет никакой гармонии? Вы как-то высказываете свое мнение на этот счет, что лучше бы этому человек носить синий, например?
Нет, точно нет. Я же вежливый.
А по отношению к пространству? Чтобы вы изменили в Fifth Avenue?
Я бы повесил больше бронзовых картин на стены. Но вообще здесь очень красиво — похоже на лофт или частный дом и вполне пригодно для жизни.
Что такое хороший вкус?
Хороший вкус — это гармония. Существует много разных видов гармонии: гармония контраста, гармония пейзажей и так далее. Хороший вкус — это когда ты находишься в гармонии с тем, что тебя окружает.
Благодарим интерьерный салон Fifth Avenue за возможность организации интервью.