Олафур Элиассон:
искусство, формирующее реальность
Олафур Элиассон - датско-исландский художник, чей главный талант заключается в способности творить осязаемые пространства на стыке искусства и науки, внутри которых зритель начинает иначе воспринимать и воздействовать на окружающую его концентрированную реальность.
Олафур Элиассон родился в 1967 в Копенгагене в семье выходцев из Исландии. В 1995 году он закончил датскую Королевскую академию изящных искусств и в этом же году переехал в Берлин, где основал Studio Olafur Eliasson, которая на сегодняшний день включает в себя около 90 сотрудников: техников, мастеров, администраторов и историков искусств. Сейчас Олафур живет с женой и двумя детьми (усыновленными мальчиком и девочкой из Аддис-Абебы) в Копенгагене и каждую неделю по несколько дней проводит в берлинской студии.
Главным источником сенсорного опыта в инсталляциях Элиассона зачастую становятся свет и природные явления, помещенные в искусственную среду. Он много путешествует по всей планете, изучая определенный природный феномен: ледники, водопады, линию горизонта. Затем он документирует этот феномен, делая серию снимков при различных условиях среды и старается сформировать о нем объемное представление.
Свое творчество Элиассон рассматривает как ответ на чувства, вызванные природой. Он использует искусство, как средство их усиления и ищет путь, который поможет ему понять, как все устроено, кто решает, что реально, а что нет, и какие последствия для мира имеет каждый шаг каждого человека.
С 90-х годов Олафур Элиассон создал огромное количество международных выставок и проектов. В 2003 году 2 миллиона людей приняли участие в самой знаменитой инсталляции Олафура ‘The Weather Project’ а галерее Tate Modern. Под потолком Турбинного зала был натянут отражающий экран и установлено 200 высокочастотных ламп, рассеивающих по наполненному туманом пространству желтый закатный свет. Сочетание света и тумана повторяется и в инсталляциях Your blind movement, Feelings are facts и Din blinde passager.
Вторая по известности работа художника - четыре рукотворных водопада The New York City Waterfalls, установленных в 2008 году в нью-йоркской бухте.
Творчество Элиассона тесно связано с экологией, он регулярно участвует в конференциях по поводу изменения климата и передает через свои работы информацию о природных проблемах. В 2014 году он привез из Гренландии и установил в виде циферблата на Ратушной площади в Копенгагене 12 больших кусков льда (около 100 тонн). Лед медленно таял, напоминая своим реальным присутствием о неминуемых климатических изменениях. В 2015 году он повторил инсталляцию на площади возле Пантеона в Париже.
В 2012 году Элиассон и инженер Фредерик Оттесен основали Little Sun - глобальный проект, обеспечивающий чистый и дешевый источник света - лампы, питающиеся солнечной энергией - уголкам планеты, в которых нет доступа к электричеству.
В 2015 году Элиассон в качестве визуального художника принял участие в работе над балетом Tree of Codes, созданного совместно с музыкантом Jamie xx и хореографом Уэйном МакГрегором.
В этом году Элиассона пригласили в Версаль. Художник представил 9 инсталляций (3 в садах и 6 во дворце), которые представляют собой совокупность всех тех тем и материалов, которые он использует на протяжении творческого пути. Вне дворца разместились природные инсталляции: в центре Большого канала Версальского дворца Элиассон установил большой водопад, в боскете Этуаль расположилась Fog Assembly - конструкция, создающая туман, реагирующий на дуновение ветра (этот прием художник неоднократно повторял в Fog Doughnut и Vær i vejret), а боскет Колоннады покрыт толстым слоем гренландских ледниковых отложений. В Зеркальной галерее дворца Элиассон дал волю игре отражений и света, углубляя и искажая с помощью них привычный облик внутренних интерьеров.
Возможно, не будь в детстве Элиассона нефтяного кризиса 70-х, в течение которого каждый день в 8 вечера в Исландии (где он регулярно гостил у отца после его развода с женой и возвращения на родину) отключали электричество и вся жизнь перемещалась к природному сумеречному свету окон - ему не удалось бы прочувствовать в полной мере его волшебное воздействие на человека и он не стал бы уделять свету так много внимания в своих работах. Но есть еще один компонент, который оказал не меньшее влияние на творчество художника - это брейкданс, в котором Элиассон преуспел в детстве (и остается хорош по сей день). Благодаря танцам в детстве у Олафура возник интерес к изучению движения человека в пространстве.
Элиассон убежден, что искусство, при правильно заданных данных, способно изменить мир к лучшему и усовершенствовать жизнь людей. Все его работы верны этой идее и являются частью большого целого - желания пробудить в людях ответственность за свои действия и стремление к более глубокому познанию природы и наших с ней отношений.
Это мироощущение пронизывает и всю берлинскую студию Элиассона. Расположенная в здании бывшего пивоваренного завода в Митте, она представляет собой гибрид огромной лаборатории и коммуны, где участие отдельного человека не менее важно, чем участие остальных, и каждый готов в любой момент прийти на помощь другому. Внутри студии гармонично сосуществуют светлые широкие пространства для совместной работы, тестирования инсталляций и архива, крыша с маленьким садиком и панорамным видом на Берлин, открытая большая кухня и трапезная, где сотрудники регулярно собираются на совместные обеды. В апреле этого года издательство Phaidon выпустило кулинарную книгу, в которой представлено более 100 вегетарианских рецептов студии.
Мини-фильм с участием уличных артистов и танцоров воссоздает атмосферу рабочих будней в Studio Olafur Eliasson.