Сущность материалов в объектах Карстена ин дер Эльста
Одно из главных стремлений немецкого дизайнера Карстена ин дер Эльста в рамках собственной практики — максимально задействовать побочные материалы производства и раскрыть их потенциал. Его проекты отличаются ярко выраженной повествовательной составляющей: все благодаря глубокой вовлеченности автора в происхождение объекта и все этапы его создания. Карстен ин дер Эльст экспериментирует с разными материалами, но неизменно документирует и открывает для публики свой исследовательский процесс.
Карстен ин дер Эльст родился в 1992 году в Кельне. Самостоятельную дизайнерскую практику он начал в 2020 году, сразу же после окончания учебы в Кельнской международной школе дизайна. Все началось с выпускного проекта под названием Heavy Duty, который и заложил фундамент для будущей работы ин дер Эльста и определил его подход. В этой коллекции дизайнер стремился продемонстрировать негативное воздействие промышленного производства на окружающую среду. Чтобы внести вклад в решение проблемы чрезмерного потребления природных ресурсов и образования большого количества отходов, автор решил переосмыслить роль дизайнера мебели. Heavy Duty — это не просто серия объектов, а полноценное исследование, во время которого Карстен ин дер Эльст отправился на производственные площадки, где изучил возможности применения побочных материалов для создания мебели и предметов домашнего обихода.
Моя цель — переосмыслить побочные продукты промышленности, придав им новое звучание и подчеркнув их происхождение.
Foam Seat; Rubber Rugs. Фото: Carsten in der Elst
Дизайнер рассказывает, что на выбор его карьеры значительно повлияла среда, в которой он рос. Отец Карстена ин дер Эльста управлял собственным мебельным магазином и часто водил сына в художественные музеи. Так сформировались две его большие страсти: предметный дизайн и искусство.
Метод
Основной инструмент в творческой практике Карстена ин дер Эльста — жест самого материала. В его объектах именно материал определяет форму и эстетику, а не они подстраиваются под выбранное сырье. Работа дизайнера наглядно демонстрирует, что красоту можно найти даже в элементах, которые считались лишенными ценности и обреченными стать мусором: автор уверен, что они заслуживают не меньше внимания.
В некотором смысле я рассматриваю свои объекты как проявление телесного опыта, который мы с материалами испытывали в процессе работы.
Процесс создания Accession Chair. Фото: Carsten in der Elst
Материал определяет не только внешний вид изделий, но и процесс создания: в зависимости от его состояния дизайнер решает оставить его необработанным, дав раскрыться характерным несовершенствам, или сделать акцент на отделке. Другая неотъемлемая составляющая практики ин дер Эльста — детальная документация исследовательской и производственной работы, что только сильнее подчеркивает его честность по отношению к тому или иному материалу.
Проекты
Pine Stool, 2021
Фото: Carsten in der Elst
Форму этого табурета определил материал — стандартная цельная строительная древесина размером 10 х 10 см. Во время обработки дизайнер стремился максимально сохранить первозданный вид дерева, за счет чего финальный предмет выглядит массивно. По задумке ин дер Эльста завершающим элементом дизайна становится процесс старения материала, в ходе которого на поверхности табурета появляются неровности и изменения цвета.
Aluskin Daybed, 2021
Фото: Carsten in der Elst
В кушетке Aluskin дизайнер сочетает строгую конструкцию из промышленного алюминия с мягкой частью, выполненной из резиновой стружки. Автор рассказывает, что благодаря ее характерной фактуре у пользователя создается ощущение, будто он лежит на покрытой мхом лесной опушке.
Выставки Soft Works, 2022
Фото: Tableau
Первая персональная экспозиция дизайнера, Soft Works, прошла в копенгагенской галерее Tableau и была посвящена исследованию мягкости в контексте различных форм. Результатом продолжительного исследования этого феномена стала коллекция объектов, сочетающих в себе натуральные и синтетические материалы, а также долговечные и временные, первозданные и восстановленные элементы. Особое внимание при разработке изделий дизайнер уделил мягким материалам: к примеру, вместо традиционных способов создания обивки он обратился к более экспериментальным, тем самым предложив свежее видение идей комфорта и контактности, с которыми ассоциируется мягкая мебель.
Graywacke Offcut Series, 2023
Фото: Carsten in der Elst
21 объект из серии Graywacke Offcut развивает идею, заложенную дизайнером в свой первый проект Heavy Duty. Как и в случае с более ранней коллекции, здесь автор использует отходы, в частности — побочные материалы компании, которая занимается добычей и производством камня. Карстен ин дер Эльст применил специальную технику, которая позволила создать предметы мебели без изменения размера и структуры камней.
Rubber Mirrors, 2024
Фото: Carsten in der Elst
Необычные рамы созданных вручную зеркал из коллекции Rubber выполнены из резиновых гранул, которые обычно используются при строительстве детских площадок. По словам дизайнера, изделия можно использовать как по прямому назначению, так и в качестве скульптурного декоративного объекта в интерьере.
Фото на обложке: Palazzo Monti.