Мартино Гампер: предметный дизайн как способ мышления
Дизайнер, художник и ремесленник — в практике Мартино Гампера эти три определения сливаются воедино. Он начинал как краснодеревщик в итальянском городе Мерано, обучался у Рона Арада в Лондоне, а сегодня работает в направлениях мебельного и интерьерного дизайна, проектирует выставки и создает коллекционные арт-объекты. Через творчество Гампера красной нитью проходят размышления о том, как современный человек использует пространства и предметы.
Мартино Гампер родился в 1971 году в Мерано — небольшом итальянском городе в Южном Тироле. Любовь к созданию вещей собственными руками он обнаружил еще в детстве: в 14 лет поступил в ремесленную школу, а затем обучался столярному делу. Желание больше узнать о художественной стороне мастерства привело его в Вену, где он попал на курс скульптуры в Академии изящных искусств под наставничеством Микеланджело Пистолетто. Следующим важным этапом профессионального формирования Мартино Гампера стало обучение в Королевском колледже искусств в Лондоне — городе, где он живет и работает до сих пор. Британская столица привлекла дизайнера прежде всего экспериментальным творческим ландшафтом в целом и практикой своих известных героев – например, Тома Диксона и Рона Арада – в частности.
Инсталляция Мартино Гампера у лондонского вокзала Кингс-Кросс. Фото: Martino Gamper
Гампер перебрался в Лондон в 1997 году, и уже в 2000-х реализовал несколько знаковых выставочных проектов. Среди них — экспозиция 100 Chairs in 100 Days, которая «живет» до сих пор. Название проекта говорит само за себя: за сто дней дизайнер сделал сто стульев на основе обломков выброшенных или устаревших моделей. Выставка, суть которой заключалась в проявлении творческого подхода к созданию привычного предмета быта, прославила Гампера на весь мир и положила начало его сотрудничеству с миланской галереей Nilufar.
Метод
В дизайне Мартино Гампера тесно переплетаются исследовательская и практическая стороны творческого процесса. На его подход оказали большое влияние и Мерано, и Лондон: первый дал важные навыки и научил мастерству, а второй подарил свободу творческой мысли. Значительную роль в исследованиях дизайнера занимает один из базовых предметов мебели — стул. Гамперу интересно, как по-разному люди взаимодействуют с объектом и каким он может быть в зависимости от того, кто и в каком стиле его создал.
Мартино Гампер в своей студии. Фото: Salone del Mobile
Мне гораздо больше нравится делать мебель, которой люди найдут практическое применение, нежели скульптуры. Главное для меня как для дизайнера — не идти по проторенному пути и не создавать вещи, которые уже существуют.
В своей лондонской студии вместе с небольшой командой Мартино Гампер вручную изготавливает предметы мебели и декора, керамику, архитектурные элементы. Основой большинства изделий становится дерево, однако дизайнер любит экспериментировать и с другими материалами — например, металлом, текстилем и кожей.
Проекты
Комод Scrinium Angustifolia
Фото: Nilufar Gallery
В коллекции Innesto, созданной Мартино Гампером для галереи Nilufar, прослеживается гармоничное существование любви дизайнера к дереву и стремление к экспериментам с цветовыми эффектами. Комод Scrinium Angustifolia выполнен с использованием целого ряда материалов – от березовой фанеры до грецкого ореха и дуба, – естественный рисунок которых подчеркиваются яркой отделкой.
Табурет Arnold Circus
Фото: analograum
Монолитный табурет Arnold Circus рассчитан на использование как в помещениях, так и на открытом воздухе. Изначально созданный для одноименного цирка в Восточном Лондоне, сегодня лаконичный предмет продолжает выпускаться в новых оттенках и вариациях, подходящих для размещения в домашнем интерьере или офисе.
Стул Medallion
Фото: Dior
Несколько лет назад Гампер стал одним из семнадцати художников и дизайнеров, которых модный дом Dior пригласил для переосмысления знакового стула Medallion. Работая над своей версией модели, Мартино Гампер стремился сохранить ее узнаваемый элегантный силуэт, при этом упростив его линии и сочетая современные материалы с яркой отделкой.
Prada Hideaway
Фото: Prada
Другим известным fashion-брендом, с которым сотрудничал Гампер, стал Prada. Для него дизайнер спроектировал поп-ап бутик в лондонском универмаге Harrods. В рамках проекта он работал со своим любимым материалом – деревом, – украсив с помощью него стены внутреннего пространства. Кроме того, текстура древесины дополнила фасады магазина, подчеркнув идею возвращения к естественности.
Фото на обложке: Jasmine Bruno.