Ремесло и технологичность в объектах Жан‑Батиста Фастре
Жан-Батист Фастре прошел путь от работы в команде братьев Буруллек до собственной студии и коллабораций с небезызвестным дизайн-брендами и галереями. Дизайнер живет и работает в родной Франции: здесь, в Биаррице, он создает свои скульптурные объекты с неизменно смелыми формами и нетривиальным подходом к привычным техникам.
Жан-Батист Фастре родился в 1984 году. Творчество присутствовало в жизни будущего дизайнера с раннего возраста: в детстве он часто мастерил что-то своими руками и исследовал разные формы художественного самовыражения. В одном из интервью дизайнер вспоминает, что ключевую роль в формировании его понимания эстетики сыграл семейный дом, принадлежавший бабушке и дедушке. Проект виллы, расположенной на французском побережье, создал швейцарский художник Даниэль Шперри — смелые и экстравагантные решения автора до сих пор выступают отправной точкой многих предметов Фастре. Выпускник парижской дизайн-школы ENSCI / Les Ateliers de Paris, в самом начале карьеры он три года стажировался у Ронана и Эрвана Буруллек.
Во время обучения в университете мне в первую очередь хотелось работать с формой. Я был поклонником Константина Грчича и его знакового стула Chair One.
В 2011 году Фастре основал собственную студию, в рамках которой сфокусировался на предметном и коллекционном дизайне. За более чем десять лет дизайнер успел поработать с датским текстильным брендом Kvadrat, Севрской фарфоровой мануфактурой, французской маркой Moustache и парижской Galerie kreo. Кроме того, Фастре — обладатель Гран-при фестиваля Design Parade в Йере, а его работы представлены в постоянной коллекции виллы Ноай, Центра Жоржа Помпиду и Музея декоративного искусства в Париже и Бордо.
Проект Жан-Батиста Фастре TOMAHAWK — фен с изготовленной вручную деревянной ручкой. Фото: © Jean Baptiste Fastrez
Метод
Объекты дизайнера содержат в себе оммаж различным культурам, а также воплощают его приверженность постоянным экспериментам с методологией дизайна. В практике Фастре традиционные ремесленные техники идут рука об руку с новейшими технологиями производства. Благодаря такому симбиозу дизайнер доводит свои объекты до эстетического и инженерного совершенства. Выверенный баланс эффектного внешнего вида и функции — еще одна характерная черта работ дизайнера. Например, в своем недавнем творении для бренда Moustache, скульптурном стуле Gelato, он сделал акцент на игривом силуэте и яркой палитре, которые при этом не умаляют практичности в использовании.
Процесс создания вазы Parade. Фото: © Jean Baptiste Fastrez
Главное стремление Жан-Батиста Фастре — не изобретать новые объекты, а искать свежие смыслы в рамках стандартных решений и улучшать функциональность вещей.
Проекты
Коллаборация с Севрской фарфоровой мануфактурой
Фото: Sèvres - Manufacture et Musée nationaux
После победы в конкурсе Design Parade в 2011 году Жан-Батисту Фастре удалось поработать со знаменитой мануфактурой в Севре. Результатом сотрудничества стала серия фарфоровых ваз, в которой традиционные технологии фабрики сочетаются с новаторским видением дизайнера. Легкость и хрупкость материала автор подчеркнул с помощью металлических оснований-полусфер. Фастре стремился внедрить в классическую технику элемент ноу-хау, поэтому в процесс изготовления изделий была интегрирована гидроабразивная резка.
Консоль Leopard
Фото: © Jean Baptiste Fastrez
Эффектная латунная консоль создана дизайнером для Galerie kreo. Главный акцент модели — леопардовый принт, который благодаря тщательной ручной обработке поверхности выглядит практически как настоящий мех. Силуэт предмета сформирован тремя сложенными листами металла, что добавляет ему промышленной эстетики.
Ваза Parade
Фото: © Jean Baptiste Fastrez
Один из ранних проектов дизайнера стал возможен благодаря творческим экспериментам, проведенным Фастре в Международном центре исследования стекла и визуальных искусств (Cirva) в 2012 году. В основе изделия — несколько продолговатых элементов из выдувного стекла, соединенных между собой с помощью нейлоновых барашковых гаек.
Зеркало Zodiac
Фото: © Jean Baptiste Fastrez
Объемная рама этого зеркала выполнена из керамики с глянцевой поверхностью и кажется «надутой», словно лодка или круг для плавания. В дизайне модели Фастре играет с оптической иллюзией: так, рама в форме полукольца кажется полной за счет симметричного зеркального отражения.
Сценография для выставки Futurissimo в Hotel de Arts (Тулон)
Фото: Luc Bertrand
Помимо предметного и коллекционного дизайна, Жан-Батист Фастре также занимается созданием декораций. Яркий пример этого направления его практики — выставка Futurissimo, которая состоялась в тулонском Hotel de Arts под арт-дирекцией Центра Жоржа Помпиду. Чтобы представить коллекцию произведений итальянского дизайна XX века, дизайнер разработал сценографию на стыке типичной музейной обстановки и домашнего пространства.
Портрет на обложке: © Jean Picon.