Open call: новая арт-резиденция в Крыму
Прошлой весной современные художники из Москвы и Севастополя в течение недели работали над проектами на виноградниках в Уппинской долине. Кто стоит за проектом UPPA Winery, в чем его миссия и польза для художников — рассказывают Павел Швец и Анна Мохова.
Как появилась резиденция для художников, чья это идея?
Павел: У нас появилась возможность поселить художников прямо на винограднике, в результате строительства небольшой гостиницы. Жизнь винодельни, удивительные красоты нашей долины, биодинамический виноградник хотелось показать людям через художественные средства и приемы. Люди на мой взгляд не очень хорошо представляют, как делаются вина, — я думал создать творческую атмосферу прямо на винограднике, познакомить художников с философией вина и нашим образом жизни, с Крымом. И, конечно, сделать в любимом Севастополе хорошую выставку, ведь тема современного искусства в нашем городе не очень часто поднимается. Познакомившись с Анной Моховой, предложил ей быть куратором и организатором в этом проекте, и к моей большой радости она сразу согласилась.
Аня: Весной этого года Павел представил вина от UPPA Winery на викторине по современному искусству ALARM Arts Quiz, которую мы провели в Bambule. Именно в этот вечер Павел познакомил нас с принципами биодинамики. Мы оценили вкусовые качества вин, и особенно порадовались внимательному подходу к оформлению бутылок: на этикетках были произведения современных художников. Поэтому когда Павел предложил мне курировать арт-резиденцию на винодельне и выставку, я согласилась не раздумывая.
Кто из художников принимал участие в резиденции, какие у них были проекты?
Павел: Были очень разные художники, как из Москвы, так и севастопольские. И проекты получились тоже очень разные. Это живопись и акварель, видео и инсталляции, реди-мейды и даже одна работа с ароматами.
Аня: В резиденции участвовали Павел Ртуе, художник из Севастополя, чьи работы можно увидеть на этикетках вин UPPA, граффити-художник Petro Aesthetics из Москвы, Екатерина Пугачева, истинный ценитель вина и живописец. Также мы пригласили к участию Екатерину Адельскую и Александру Нестеркину, которые не так давно окончили Британскую высшую школу дизайна.
Каждый проект стал ответом на пребывание на винодельне: мы обратились к предметному наполнению природного ландшафта, к визуальному ряду долины и окружающей архитектуры, впечатлениям от поездок на побережье Черного моря, идеям, появившимся во время дегустаций с Павлом и общения с сотрудниками. Среди проектов — картографическая инсталляция Александры Нестеркиной с фотоматериалами и найденными объектами, живопись от Павла Ртуе, Petro Aesthetics и Екатерины Пугачевой, графика вином и акварелью от Екатерины Адельской и моя инсталляция из ароматических найденных объектов и слепков с трав и ветвей. Аля Селезнева наполнила атмосферу выставки аудио-инсталляцией с мини-рассказами об истории UPPA.
Всю неделю мы наблюдали за полной луной, что стало отправной точкой для кураторской концепции выставки. Как циклы природы и светил влияют на вкус вина? Почему нужно закапывать рог?> Есть ли магия в биодинамическом виноделии? На открытии в пространстве РАМА в Севастополе мы предложили посетителям погрузиться в мистифицированный мир биодинамики в интерпретации художников и попробовать найти ответы на эти вопросы.
Какое участие в этом проекте принимала винодельня?
Павел: Организовала проживание, питание, дегустации и лекции на тему вина и виноградарства, снабдила художников материалами и средствами выражения своих идей. Также обеспечила помещение и организовала выставку по итогам резиденции.
Аня: Важно понимать, что стандартная рабочая неделя художника зачастую не про творчество, а про организацию быта в мастерской, проведение рабочих встреч, менеджмент проектов. Одна из важнейших ролей резиденции состоит в том, чтобы создать комфортные условия для полного погружения в творчество, и это UPPA Winery несомненно удалось.
Как появился их проект с художниками (этикетки) и как он развивается?
Мы делаем более 35 вин каждый год. В результате экспериментов рождаются новые небольшие партии интересных вин, которые стараемся объединять в отдельные линейки – проекты. И тема этикетки всегда актуальна. С одним из участников резиденции севастопольским художником Павлом Ртуе мы сделали три этикетки для наших вин. Эти работы были и на выставке, сейчас же они украшают наш подвал с бочками. Такие проекты интересны и для нас, и для художников, и конечно же мы будем продолжать.
Почему художникам нужно участвовать в подобных проектах? Зачем ездить в резиденцию?
Аня: Для художников зачастую с момента окончания образования общение с другими деятелями искусства ограничивается совместной мастерской с давно знакомыми людьми или установкой групповой выставки. Погружение же в непривычную для практики местность открывает возможности для экспериментов с техниками и обмена опытом с новыми людьми. В резиденции UPPA Winery особенностями стали работа на свежем воздухе, посещение близлежащих достопримечательностей, дегустации вина, наблюдение за процессами в долине, общение с местными жителями. Именно эти насыщенные впечатления сделали посещение резиденции уникальным опытом.
Когда резиденция пройдет в следующий раз и что нужно для участия?
Павел: Мы планируем следующую резиденцию на следующую весну! Когда в Москве еще не весь снег растаял у нас уже буйство зелени, света и жизни! Весна - удивительно красивое время на винограднике. Точные даты 22- 29 апреля. Выставку в Севастополе откроем 30 апреля.
Аня: Ждем ваше резюме, портфолио и пару предложений о том, почему вам было бы интересно поехать на винодельню. Присылайте на info@alarmsalon.com до 15 февраля одним файлом в формате pdf размером до 5 мб!