Ольга Филимонова: «Текстиль — это завершающий аккорд в интерьере»
Текстильный декоратор Ольга Филимонова основала собственную студию в 2003 году, когда индустрия в стране только начинала формироваться. Сегодня Filimonova Textile помогает дизайнерам и архитекторам по всей России вносить в проекты «завершающий аккорд» с помощью правильно подобранных и технологичных тканей, фурнитуры и эстетичного декора. В интервью редакции Design Mate Ольга рассказала, почему материалы для своих первых заказов она искала в модных бутиках, как завоевать доверие клиента и какие задачи можно решить при помощи текстильного оформления.
Ольга, у вас за плечами несколько творческих профессий — галерист, график, дизайнер-декоратор. Как вы пришли к работе с текстилем? Чем вас привлекло это направление?
С самого детства я любила шить и мастерить что-то своими руками. Помню, как к нам домой приезжала моя бабушка со швейной машинкой «Зингер», и к этому моменту у меня уже было заготовлено множество кусочков ткани. Когда я была маленькая, шила одежду для кукол; став немного старше, начала шить для себя. В конце концов решила стать художником-модельером и поступила в Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина на факультет прикладного искусства. Во время учебы в институте я много участвовала в конкурсах (они тогда как раз начинали появляться в стране), даже попала в финал Международного конкурса молодых стилистов моды Nina Ricci.После окончания университета мы с мужем-художником уехали в Прагу, где я прожила 12 лет. Мы писали картины, а затем открыли две арт-галереи — это был очень интересный опыт. Вернувшись в Москву, я устроилась работать художником-модельером. Моя первая заказчица в компании попросила придумать для нее подушки в морском стиле. В итоге ей так понравился результат, что после этого она попросила меня оформить ее яхту, а затем и гостевой дом. Так из художника-модельера моя деятельность плавно перетекла в другое направление. Это происходило в начале 2000-х годов, и никакой информации по теме тогда не было — приходилось проводить часы, а иногда и дни в поисках каталогов и журналов.В найме я проработала недолго, и уже через полтора года открыла собственную компанию. Чуть позже появился свой швейный цех, и сейчас у меня отличный коллектив профессиональных швей и дизайнеров.
Оформление компании Filimonova Textile в проекте дизайнера Инны Величко. Фото: Ольга Мелекесцева
Как, на ваш взгляд, за 20 лет изменилось представление о текстильном оформлении? Как трансформировались задачи декоратора?
Во-первых, информация стала более доступна. Раньше нужно было постоянно искать тех, кто может поделиться опытом. Каталогов и образцов было очень мало — нужно было находить и собирать их по всей Москве. Свой первый заказ для яхты я шила из тканей для одежды. Потом оформляла мебельный салон, тоже тканями Etro, Kenzo, Dolce Gabbana. Сейчас же в распоряжении декоратора — огромное количество каталогов, фабрик, выставок. Кроме того, можно воплотить свою задумку практически в любой текстуре, создать собственную ткань, — это значительный рывок в развитии текстильного декорирования. Теперь можно легко предложить дизайнеру или архитектору то, чего ему не хватает: какой-то необычный крупный орнамент, градиент или размытый узор.
Начинающим декораторам и дизайнерам сейчас гораздо легче работать. Хотя 20 лет назад из-за отсутствия выбора приходилось неизбежно включать фантазию.
Авторская коллекция Filimonova Textile. Фото: Елена Сячина
А как вам кажется, насколько важно профильное образование в этой сфере?
Базовое образование, связанное с искусством или дизайном, очень важно. Чтобы развить творческую фантазию, нужно подспорье. Конечно, необходимо иметь креативную жилку и хороший вкус: последний формируется прежде всего насмотренностью. Если нет возможности ездить на зарубежные выставки, можно изучать журналы, доступные в сети материалы о ведущих интерьерных дизайнерах и декораторах.Еще я бы особое внимание уделила современному искусству. Многие люди, которые находятся в профессиональной среде, до сих пор не понимают и отрицают его. Я считаю, что в этой сфере тоже нужно развиваться, ведь искусство играет большую роль в интерьере.
Оформление компании Filimonova Textile в проекте архитектора Валерии Сенькиной, интерьерное бюро Dseesion. Фото: Александр Володин
Многие думают, что работа текстильного декоратора заключается лишь в пошиве и подборе штор, постельного белья и подушек. Чем еще, помимо этого, занимается специалист?
Сейчас некоторые крупные бюро, если есть возможность, стараются взять текстильного декоратора в штат. Но и в целом компании понимают, что текстильное оформление — это не такая простая задача, поэтому стремятся привлекать в проекты профессионала. Декоратор должен не только грамотно выбрать ткани, но и правильно их использовать в интерьере. С нашими клиентами мы ведем проекты с момента начала стройки: нам дают технические вводные, и мы советуем, где разместить, например, нишу или карниз.
Важно продумывать каждую деталь на начальном этапе, чтобы не допустить печального результата.
С каким запросом к вам чаще всего обращаются заказчики? Среди них больше интерьерных дизайнеров или конечных потребителей?
Сейчас мы больше работаем с дизайнерами и архитекторами. Как правило, если клиент приходит к нам впервые, то он остается с нами еще на много лет. Бывает, что заказчики, с которыми мы работали очень давно, а иногда и их дети обращаются к нам снова — даже спустя 10 лет, чтобы обновить оформление. Это особенно приятно, ведь сейчас конкуренция в нашей сфере огромная.
Какие задачи помогает решить текстиль в интерьере?
С помощью текстиля можно очень сильно «вытянуть» интерьер, сгладить и нивелировать недостатки: например, если потолки не очень высокие, можно визуально их поднять. Текстиль — это завершающий аккорд в любом интерьере.
Оформление компании Filimonova Textile в проекте дизайнера Инны Величко. Фото: Ольга Мелекесцева
Задачи, которые помогает решить текстильное оформление, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это утилитарные задачи, такие как защита от света или посторонних взглядов с улицы. Здесь можно задействовать не только шторы, но и солнцезащитные системы, жалюзи, шаттерсы. Вторая задача — декоративная. Тут мы можем использовать разные цвета, гармонизировать и успокоить пространство или, наоборот, добавить в интерьер акцентов, если он получился слишком сдержанным. С помощью штор обстановку можно сделать более изысканной и дорогой.
На мой взгляд, именно шторы и ковры ставят точку в интерьере. В сочетании с искусством на стенах они создают особенную синергию.
Что для вас важно при работе с дизайнером? Что помогает прочувствовать задумку автора, пожелания клиента и исходя из этого подобрать подходящее оформление?
Важно прежде всего уметь слушать и слышать дизайнера, ведь мы выступаем в роли подрядчиков и не можем диктовать свои условия. Есть концепция интерьера, которую придумал дизайнер. Нужно настроиться на его волну и не испортить задумку за счет собственного самовыражения. Но при этом мы можем вовремя направить дизайнера и указать на ошибки, если они где-то есть.
Главная задача декоратора — деликатными штрихами улучшить общую задумку, «вытянуть» все самое хорошее из проекта с помощью ткани.
У нас полное взаимопонимание с теми заказчиками, с кем мы работаем много лет. Но такой кредит доверия нужно заработать, и часто на это уходит не один год. Мы, декораторы, можем работать и в онлайн-формате, но, как правило, это тоже получается удобнее и эффективное в случае с постоянными клиентами.
Какие актуальные тенденции вы можете выделить в текстильном оформлении?
Огромное количество фабрик, которые я люблю, в последнее время отходят от классики: сейчас редко встречаются вышивка в стиле итальянского палаццо, подхваты или галстуки. Гораздо больший акцент производители делают на саму ткань, ее сочетания и современную фурнитуру.Лично я очень люблю нестандартные, контрастные сочетания тканей: например, грубый лен с бархатом. В какой-то момент я не смогла найти идеальный градиент для проекта, и тогда решила создать собственную коллекцию тканей. У нас есть бестселлер — градиент на льне, атласе и других текстурах, который за счет своей плавности и деликатности напоминает закат на море: мы его так и назвали. Все ткани в нашей коллекции опираются на актуальные ходовые цветовые сочетания и популярные сейчас крупные орнаменты.
Авторская коллекция Filimonova Textile. Фото: Андрей Сорокин
Безусловно, выбор тканей и решений зависит от самого интерьера. Когда я вижу пространство, то сразу понимаю, какой орнамент или цветовой акцент к нему подойдет. Но вне зависимости от стилистики интерьера я отдаю предпочтение тканям с хорошей и качественной обработкой — это одна из самых важных характеристик.