Объективный дизайн и исследования формы Анджело Манджаротти
До 23 апреля в миланском музее Триеннале можно попасть на выставку Анджело Манджаротти — известного итальянского дизайнера, архитектора и скульптора. Масштабная ретроспектива открывает для зрителей его 60-летнюю практику, во многом основанную на идеях рационализма. Лаконичность и простота форм архитектурных проектов Манджаротти перекочевала и в созданные им предметы мебели — каждый со своим ярко выраженным характером и визуальной легкостью.
Анджело Манджаротти родился 26 февраля 1921 года в Милане. После окончания архитектурного факультета Миланского технического университета он переехал в США, где жил и работал в течение нескольких лет. Здесь он познакомился с такими важными фигурами своего времени, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, которые несомненно оказали значительное влияние на его дальнейшую практику. Вскоре он возвращается в родной город, где совместно с итальянским архитектором Бруно Морасутти открывает собственное бюро. Дуэт работал вместе до 1960-го года, реализовав за это время ряд проектов промышленной, жилой и коммерческой архитектуры. Важное место в профессиональной биографии Манджаротти занимает его академическая карьера: в разные годы он занимал профессорскую должность в ведущих университетах по всему миру, от Флоренции и Венеции до Чикаго и Аделаиды.
Помимо значимых проектов, направленных на развитие городской среды – например, серии железнодорожных вокзалов в родном Милане, – Анджело Манджаротти вошел в историю как дизайнер-экспериментатор. Его предметы, предлагающие свежий взгляд на эстетику модернизма, выпускали Cassina, Artemide, Bernini, Knoll и другие известные фабрики.
Стеллаж Loico по дизайну Анджело Манджаротти. Фото: Agapecasa
Метод
Свои ключевые теоретические размышления Манджаротти изложил в книге In nome dell’architettura, изданной в 1987 году. В ней, например, он рассматривал архитектурный язык как новое средство выражения взаимоотношений между человеком и окружающей его средой. Манджаротти стремился придать своим объектам прежде всего индивидуальный характер и легкость, которых часто недоставало модернистской архитектуре и дизайну. Чистые линии и простые конструкции — еще одна яркая характеристика его проектов, отражающих эволюцию творческих течений второй половины XX века.
Стул Club 44 по дизайну Анджело Манджаротти. Фото: Agapecasa
За свою дизайнерскую карьеру Манджаротти экспериментировал с многочисленными материалами, от фанеры и пенополистирола до более классических — выдувного стекла и хрусталя. Дизайнер уделял особое внимание исследованию пластики предметов: так, форма в его практике предстает прежде всего как качество материала. Его объекты отличаются выверенными скульптурными силуэтами, которые при этом не теряют своей функциональности.
Анджело Манджаротти создал свое собственное «счастье», примирив неизбежный дуализм этики и эстетики.
Проекты
Консоль из каррарского мрамора
Фото: Rose Uniacke
Анджело Манджаротти создал эту консоль-«триптих» в 1970 году для компании Up & Up, став одним из ведущих приглашенных дизайнеров, по просьбе производителя раздвигающих границы использования натурального камня. Предмет изготовлен из каррарского мрамора и состоит из трех частей — двух боковых и центральной с внутренней полкой.
Стол Incas
Фото: Agapecasa
В наше время итальянский производитель Agapecasa активно продолжает наследие Манджаротти. Так, несколько лет назад компания запустила проект Mangiarotti Collection, в рамках которого воссоздала 13 предметов по эскизам архитектора, сделанным начиная с 1950-х годов. Среди них оказался стол Incas с квадратной столешницей и узнаваемыми ножками в форме усеченной пирамиды. Изначально задуманная дизайнером в камне, сегодня модель выпускается также из массива дерева.
Стеллаж Cavalletto
Фото: Agapecasa
Еще один знаковый предмет дизайнера, возрожденный Agapecasa, — стеллажная система Cavalletto. По задумке Манджаротти объект изготавливался полностью из дерева, однако главной отличительной чертой модели стал не материал, а функциональные элементы. Так, конструктивная деталь по бокам в форме перевернутой буквы V позволяет накладывать на систему дополнительные полки.
Светильник Giogali
Фото: Vistosi
Помимо натурального камня, Манджаротти завораживал и другой материал — муранское стекло. Именно с его использованием задумана серия освещения Giogali для итальянского бренда Vistosi. Дизайнер придумал свой знаковый объект в 1967 году, применив необычный визуальный прием — эффект плетения из стеклянных элементов. Компания производит светильник до сих пор, причем в различных вариациях, от люстр до торшера и бра.
Фото на обложке: Agapecasa.