Q&A: Настя Ковтун
Настя Ковтун – иллюстратор. В свои 16 лет она создала рисунок для Vogue – портрет Билли Айлиш, который девушка опубликовала в своём инстаграм-аккаунте, украсил мартовскую обложку издания.
В какой технике ты работаешь?
Очень интересный вопрос: люди определенно видят в моих рисунках различные техники, а я – нет. Наверное потому, что для меня это не имеет никакого значения. Думаю, если бы я отдавала предпочтение какой-то технике, то, возможно, ставила бы себе рамки, а я этого не хочу. В искусстве не должно быть ограничений, барьеров – иначе оно становится бессмысленным. Недавно получила комментарий о своём творчестве: «Такое ощущение, будто два человека рисуют: на лицо – два разных стиля: один выглядит примитивно, другой – очень профессионально». Я не замечаю разницы, ведь так называемый «стиль» был со мной с самого рождения – я просто его развивала.
Когда ты решила, что станешь заниматься рисованием?
Рисование всегда было частью меня: не было так, что в определенный момент я решила посвятить этому делу всю жизнь. Я росла в окружении искусства. Как можно не рисовать каждый день? Для меня это невообразимо. Я всегда знала, что рисование – это моё призвание. Я рассматриваю разные варианты будущей профессии, но всегда возвращаюсь к рисованию.
На кого ты училась и как это отразилось на твоём творчестве?
Мне 16: пока я все ещё хожу в школу. Сейчас мне сложно говорить о том, на кого я бы хотела выучиться. В идеале, мне хочется быть свободным художником: рисовать для себя, а в последующем – продавать работы.
Где ты работаешь над своими проектами?
Большинство рисунков, которые есть в моем инстаграме, нарисованы в школе – на переменах или на уроках. Им я посвящаю страницы небольшого скетчбука. Над рисунками более крупного формата я, конечно, работаю дома, в своей комнате. Она небольшая и довольно простая: из мебели – диван, стол, шкаф, мольберт, а ещё приглушённый фиолетовый свет и гирлянда на стене.
Хотя у меня есть рабочий стол, чаще всего я сижу на полу или на диване. Это странно, но я всегда знаю, в какой атмосфере мне хочется рисовать: где и как сидеть, во что быть одетой и даже что съесть после работы над рисунком. Здесь много разных мелочей, которые важны для меня.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Мой единственный, пока что, крупный проект – это иллюстрация для обложки журнала Vogue. Опыт общения и, тем более, сотрудничества с американским изданием мне казался чем-то нереальным и очень непривычным: выкладывать свои рисунки в инстаграм я начала в конце октября/начале ноября, а в середине декабря визуальный директор журнала уже написал мне с предложением о коллаборации. До этого обо мне мало кто знал и, конечно, никто не заказывал у меня иллюстрации. В рамках проекта для Vogue мне нужно было соединить элемент головы из рисунка с фотографией, которую они мне отправили. Я такого никогда не делала: у меня не было большого опыта рисования цветными карандашами, поэтому я считаю, что справилась с работой неплохо. Хотя всегда есть к чему стремиться.
Какая у тебя цель в творчестве?
Для меня главное в искусстве – уникальность: делать то, что ещё никто не делал; не ограничивать себя чем-то определенным, а развиваться во всех возможных направлениях. К этому я и стремлюсь.
Чем ты сейчас увлекаешься и как это влияет на твою художественную практику?
Проекты, над которыми я работаю, абсолютно разноплановые, поэтому я имею возможность раскрыть свой талант в полной мере. Всё моё свободное время занято рисованием на заказ. Я много работаю – уверена, что это хорошо скажется на моем профессиональном будущем.
Какие книги сейчас лежат на твоём прикроватном столике?
Как бы страшно это ни звучало для многих, я не читаю книги. У меня очень странное отношение к этому: в школе нас всегда заставляют читать, а мне это кажется скучным. На мой взгляд, в книгах из школьной программы много бесполезной информации – мне больше нравятся познавательные статьи, биографии интересных людей, тексты песен (они же в своём роде стихи). Например, я восхищаюсь текстами песен Lana Del Rey и Tyler, the Creator: в них куча метафор, сравнений, эпитетов, упоминаются острые темы, которые авторы не боятся поднимать. Для меня важно выносить для себя что-то важное из прочитанного. Это как искусство ради искусства. После прочтения, я чувствую вдохновение и желание создать что-то самой – такое же необыкновенное. Школьные учебники этого ощущения не дают – наверное, поэтому у меня нет тяги к книгам. Я пыталась читать, но всегда засыпала или ловила себя на мысли, что не понимаю, о чем повествование.
Расскажи про фильм, который ты посмотрела недавно и можешь порекомендовать.
Смотреть фильм «Тревожный вызов» для меня было непросто: мне всегда страшно видеть на экране события, которые могут произойти в реальной жизни. Но этого стоило того – «Тревожный вызов» показывает, что взявшись за дело, нужно идти до конца, ведь благодаря твоим действиям может решиться судьба другого человека, даже если ты не совсем знаешь, что с ним происходит.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Я не смотрю телевизор и редко пользуюсь Интернетом в качестве источника новостей. Всё новое я обычно узнаю от знакомых или из инстаграма. Телевидение скрывает некоторые вещи, о которых люди в социальных сетях молчать не будут. Наверное, в этом и есть преимущество современного общества. Наше поколение – самое коммуникативное за всю историю человечества. У нас нет никаких ограничений! В любое время суток, за считанные секунды мы можем узнать, что происходит на другом краю света. Это очень круто, но с другой стороны, общение постепенно обесценивается – люди просто не дорожат им.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
На днях я вспоминала о том, как мне было 4 или 5 лет: на дворе – 2008 год, и мне кажется, что время летит. Я думала тогда: лет через 100 лет я уже не буду существовать и не смогу узнать о том, что происходит в мире, – поэтому мне захотелось сделать так, чтобы меня запомнили. Поразительно, казалось бы, о чем может думать 4-летний ребёнок кроме игрушек и конфет? Многие родители не воспринимают слова детей всерьез, а ведь дети порой знают больше, чем взрослые. Их мозг ещё не затуманен негативным опытом, страхом неудач, беспокойством о чужом мнении. У ребёнка сознание – чистое. Вообще я считаю, что важно уметь выслушать любого человека… А ещё я недавно узнала, что осьминог может присосаться щупальцами к человеку так, что может оторвать кожу с мясом. Это так противно!
Фотографии предоставлены Настей Ковтун.