Миссис Баухаус Иза Гропиус
Хотя в манифесте авангардной школы и говорилось, что Баухаус приветствует людей любого пола и возраста, гендерные стереотипы все еще были сильными: в отличие от мужчин-градостроителей женщины в основном занимались текстилем. В этом материале рассказываем о том, кем была «миссис Баухаус» Иза Гропиус, не только жена известного архитектора Вальтера, но и выдающаяся женщина своего времени.
Для большинства людей Гропиус – это в первую очередь, Вальтер, но вместе Изой они составляли крепкий творческий союз. Если бы архитекторы жили сегодня, для нас они были бы равны. Но Иза жила в то время, когда женщина, каким бы новатором она ни была, чаще всего стояла за своим мужчиной, переписывала его рукописи и готовила ему обеды. Иза делала все это и многое другое. Когда в 1983 году она умерла, Times вспоминал ее, как «вдову архитектора Вальтера Гропиуса и архивиста, переводчика и промоутера его работ». В статье с четырьмя абзацами только в последнем предложении не упоминался Вальтер, и речь шла только об Изе: «Она пережила дочь, Ати Форберг Йохансен из Бруклина и внучку». Но Изе не была немой тенью Вальтера, вся ее жизнь – от сделанных вручную шляпок и собственного сада до экспериментов с фотографией – была посвящена искусству.
Слева – Иза и Вальтер Гропиус, справа – интерьер их дома в Линкольне, Historic New England
Они познакомились в 1923 году на лекции в Ганновере в Германии. Урожденная Франк, Иза была обычной девушкой из буржуазной семьи. Она была не замужем, но готовилась вот-вот обручиться. И вот она оказалась на лекции о новом художественном движении под названием Баухаус, и увидела Вальтера. Девушка его поразила, он узнал, кто она и стал искать встречи. И хотя семья Изы возлагала большие надежды на ее будущий брак, она отменила свадьбу – еще до того, как смогла поговорить с Вальтером.
Когда они поженились, Иза официально стала миссис Гропиус, хотя друзья чаще называли ее по-другому – миссис Баухаус. Иза безоговорочно верила в идеалы школы, разделяла ее стремления и цели. Вдохновленная идеями модернизма, она говорила, что Баухаус «заразил» ее. Она сворачивала волосы в аккуратный боб, чтобы выглядеть более модно, и была абсолютным воплощением стиля, придуманного новым движением. Скоро работы над собственным образом ей стало мало, и она начала работать вместе с Вальтером над его дизайнерскими проектами. В частности, она принимала участие в разработке интерьера (особенно кухни) Дома мастеров Bauhaus в Дессау, где супруги жили некоторое время в конце 1920-х годов до того, как переехали в Берлин. Несколько лет спустя, в ужасе от гитлеровского режима, пара – под предлогом поездки на кинофестиваль в Италию – бежала из страны. Школа Баухаус на тот момент уже была закрыта. Прожив какое-то время в Британии, в 1937 году Вальтер и Иза Гропиус поехали в Америку. Вальтер получил должность профессора Гарварда, и они стали жить в Линкольне, штат Массачусетс.
Гостиная в доме Гропиусов в Линкольне, Historic New England
Иза начала экспериментировать с фотографией и придумывать ювелирные украшения. Она лепила себя и создавала свой образ посредствам автопортретов и личного стиля. Иза ездила в соседний город, что бы купить в хозяйственном магазине проволоку для бижутерии и шляпок, она умела выбирать такую одежду, которая выделяла бы ее среди остальных, но была бы в полном соответствии со стилем Баухауса, и придерживалась тех же принципов, покупая косметику. Еще в германии она написала несколько хороших эссе о дизайне, моде и технологиях, но вместе с тем она была сильным редактором и точно знала, какие слова подобрать, чтобы голос Вальтера звучал громче.
Идеи для себя у нее тоже были. В конце 1930-х годов Иза написала для Atlantic Monthly статью «Бабушка была карьеристкой», где говорила о преимуществах женщин на рабочем месте. Редактор издания не просто отказался опубликовать этот текст, но и высмеял аргументы Изы. В письме об отказе он написал, что журнал не хочет поощрять «ужасную идею» о работающих женщинах. Так Иза отказалась от идеи писать собственные статьи и стала редактировать тексты Вальтера.
Она с энтузиазмом начала заниматься садоводством и домашним хозяйством, воспитанием дочери. Хотя фактически у Изы не было собственных проектов, она работала вместе с Вальтером и серьезно повлияла на проект их дома в Линкольне – воплощение нового Баухауса в Новом свете. Этот дом Гропиус использовал как школу и место встреч с последователями и единомышленниками – он стал новой визитной карточкой движения. Архитектура дома хоть и следовала заветам Баухауса, опиралась на традиции региона. Большую часть мебели, в том числе открытые шкафы с одеждой, выставленной на общее обозрение, выбирала Иза. Вальтер называл ее «большинством». Он говорил: «большинство высказалось за это», когда имел в виду решение, которое приняла его жена. «В нашем доме эстетика всегда была первоочередной задачей», – будет вспоминать потом их дочь Ати.
Слева – вешалки по проекту Изы Гропиус, справа – ее портрет, Historic New England
Когда Вальтер умер, Иза продолжал вести дом, как музей. И хотя он не был официально открыт для публики, она часто проводила экскурсии по дому для интересующихся идеалами и целями движения Баухаус. Спустя десять лет после смерти мужа Иза решил пожертвовать дом, который она назвала «маленькой, но совершенной вещью», и все их вещи некоммерческой организации Historic New England. Узнать о часах визита и записаться на экскурсию можно на официальном сайте музея.