Мия Карлова: «Для меня современный коллекционный дизайн — это высказывание»
Дизайнер интерьеров и куратор Мия Карлова открыла одноименную галерею в 2020 году, вскоре после переезда в Амстердам. Почти сразу же после запуска собственного проекта она представила работы первых резидентов Mia Karlova Galerie в секции ярмарки Collectible на Неделе дизайна в Париже. Спустя еще четыре года в портфолио команды — такие события, как Salon Art + Design, PAN Amsterdam и BAD+ Art Fair, а также постоянно расширяющийся международный состав авторов, которые не боятся экспериментировать с новыми техниками и материалами и делают ставку на эмоциональный дизайн. Редакция Design Mate поговорила с Мией о том, с какими сложностями сталкивается молодая галерея, насколько остро стоит вопрос вторичности в коллекционном дизайне и к каким практикам обращаются современные авторы.
Мия, расскажите, как начиналась история Mia Karlova Galerie?
Когда я переехала в Амстердам, стало понятно, что все интерьерные проекты в России закончены и нужно начинать что-то новое. Интерьерный дизайн подразумевает высокий уровень доверия, умение разговаривать с клиентом на одном, в том числе культурном языке. Эти эмоциональные связи всегда очевидны и происходят из единого культурного поля. Поэтому продолжать заниматься дизайном интерьеров в другой стране, рассчитывая на локальную публику, — это сложная задача, предполагающая серьезную интеграцию в местный контекст. Как любой архитектор и дизайнер, я всегда занималась подбором предметов искусства в свои проекты, поэтому это была знакомая мне область. Тем более Нидерланды — это мекка дизайн-образования, где кураторы со всего мира ищут новые таланты. Все сложилось само собой, и я, можно сказать, перешла на следующий уровень работы с пространством.
Как вы искали первых авторов?
Первыми в галерее появились работы Оли Энгель. Когда я использовала ее объекты в своих проектах, она была известным интерьерным дизайнером, но начинающим предметным. А в момент открытия галереи Оля уже построила стремительную карьеру в этой сфере, моментально получила международное признание. Она поделилась со мной несколькими предметами, которые стали хорошим началом для галереи. Потом я шаг за шагом звонила, «стучалась» авторам, которые мне интересны, и предлагала им сотрудничество.
Экспозиции Mia Karlova Galerie
При этом на ярмарке Collectible, которая прошла вскоре после запуска галереи, вы уже представляли разнообразный пул художников и дизайнеров.
На самом деле, галерейный бизнес — это замкнутый круг, что внешне совершенно незаметно. Большинство ярмарок не принимают к участию галереи, которые существуют менее трех лет. Вместе с тем для галереи самый прямой путь выйти на коллекционеров и покупателей, — это именно ярмарки. Нам действительно повезло начать с Collectible: во-первых, у события совершенно иная стратегия и концепция. Команда ориентирована исключительно на дизайн XXI века и поэтому по-другому смотрит на потенциальных участников.
Говорят: если ты не чувствуешь ветер в парусах, нужно остановиться и подумать, куда идешь. К своему удовольствию скажу, что ветер в парусах у меня постоянно есть.
В какой-то момент ко мне на велосипеде – в прямом смысле этого слова – завернул директор PAN Amsterdam. Ему понравились наши объекты и он пригласил галерею поучаствовать в ярмарке, хотя формально мы не проходили по некоторым критериям.
Beacon of Light, Jesse Visser. Фото: @ Mia Karlova Galerie
У галереи довольно разнообразный, интернациональный набор авторов. Что для вас важно в первую очередь при выборе художников для сотрудничества?
Я всегда говорю, что современный коллекционный дизайн для меня — это не просто поиск удачного сочетания формы и функций, а высказывание. От искусства он отличается лишь трехмерностью и функциональностью, а в остальном это та же рефлексия, тот же сложный художественный поиск автором того, что он хочет сказать зрителю. Иногда предметы дизайна имеют серьезный социальный подтекст или даже становится протестным высказыванием.Еще один важный аспект — оригинальность работы, причем не столько в контексте формы, сколько в поиске материала или нового способа работы с ним. В этом смысле, даже несмотря на полученный опыт, я все еще ощущаю себя начинающим куратором: все-таки навык увидеть вторичный дизайн требует очень высокого уровня насмотренности. Хотя зачастую цитаты и заимствования заметны сразу — грустно, что авторы не находят в себе уверенности создать что-то новое.
Как ни странно, дизайнеров, которые предлагают действительно удивительные и оригинальные концепции, не так много. От этого еще больше поражаешься, когда человеку удается создать совершенно новый стул, хотя кажется, что все в мире уже придумано.
Есть ли какие-то направления или техники, к которым, как вы видите, все чаще обращаются авторы? Например, тема экологичных материалов, с которой работает Вадим Кибардин?
Я вижу, что объекты с акцентом на экологической составляющей сейчас становятся востребованы не только среди коллекционеров, но и среди интерьерных дизайнеров и архитекторов. Например, одно кресло Вадима Кибардина у нас для своего проекта купила Келли Уэстлер. Эта тема не теряет популярности уже много лет, если не десятилетий, приобретая новые формы и выражения. В этом году на Collectible мы показываем работы итальянского дизайнера Иларии Ковальи, выпускницы прошлого года Академии дизайна в Эйндховене. Как и Вадим, она работает с картоном, но у нее совершенно другой, уникальный метод.
The Popping Sound of Bubble Wrap, Ilaria Cavaglia. Фото: @ Mia Karlova Galerie
Кстати, о Collectible: что еще мы увидим на стенде галереи?
В этом году у нас будет большой стенд – 100 квадратных метров, – с предметами, которые традиционно объединяет идея эмоционального дизайна. Мы покажем расширенную версию коллекции Ольги Энгель Love и впервые — свет по ее дизайну. Будет интересная работа Натали Катвал и коллекция Indigo Blue дизайнера из Барселоны Жорди Саррате. Его предметы сделаны из дерева грецкого ореха, покрыты натуральным пигментом индиго и, подобно хорошей паре джинс, будут служить долгие годы.
Во всех предметах стенда скрыты определенные эмоции и впечатления; они поэтичны и порой минималистичны, и это их объединяет.
Love Lighting; Flowers Seating by Olga Engel. Фото: @ Mia Karlova Galerie
Это ваша четвертая ярмарка. Как изменилось событие за эти годы?
Ярмарка находится в постоянном развитии. К примеру, в этом году впервые появится секция уличного дизайна (Outdoor) — очень важный и интересный сегмент для меня, как для куратора. Кроме того, в прошлогоднем выпуске организаторы представили раздел Architect <=> Designer, в рамках которого дали голос архитекторам и интерьерным дизайнерам. В этом году также будет организована программа паблик-токов, в которой я тоже приму участие как спикер.
Collectible дает возможность общения с очень широкой аудиторией коллекционеров.
Помимо Collectible, какие события формируют сферу коллекционного дизайна сегодня?
Безусловно, одно из главных мероприятий в Европе — это PAD. Очевидно, что рынок развивается и меняется: я практически каждый месяц получаю приглашения к участию в новых ярмарках и выставках. Мы видели успех Design Miami, которая впервые прошла в Париже осенью 2023 года, составив конкуренцию PAD Paris. В США, кроме Design Miami, для нас важен нью-йоркский Salon Art + Design — эта ярмарка привлекает большое количество архитекторов и дизайнеров, поэтому для нас она в приоритете.Вообще, арт- и дизайн-ярмарки находятся в постоянной турбулентности последние, наверное, пять лет. Взаимоотношения между галереей, художниками и крупными институциями и фондами стремительно меняются. К примеру, сейчас все чаще появляются галереи, которые полностью выстраивают свою стратегию вокруг одного художника. Еще я заметила, что между галереями моего поколения коммуникация выстраивается совершенно по-новому: мы не воспринимаем друг друга исключительно как конкурентов. Я знаю, каким ортодоксальным и консервативным может быть этот бизнес, поэтому такие партнерские взаимоотношения меня очень радуют.
Pinsel Vase, Voznicki; Jordan van der Ven. Фото: @ Mia Karlova Galerie
Какими предметами искусства и дизайна вы окружаете себя в повседневной жизни?
Поскольку я выросла в семье искусствоведа, у нас сохранилась коллекция художественных произведений. Что-то мы приобретаем вместе с мужем — вещи, которые нам нравятся и близки. Среди них есть и предметы коллекционного дизайна. Если бы у меня была возможность, абсолютно все объекты, которые представлены в галерее, я бы с удовольствием разместила бы и у себя дома.
Расскажите о ваших планах на ближайшее время.
После Collectible мы отправимся на PAD Paris, где тоже покажем новые предметы. Мы получили хорошую обратную связь от отборочного комитета относительно нашей коллекции — с большим интересом жду эту ярмарку. Затем в конце мая мы участвуем в BAD+ Bordeaux Art & Design — ярмарке нового формата, первом подобном мероприятии в Бордо. Она проходит уже в третий раз, я ее люблю за отличный микс искусства и дизайна и изумительную VIP-программу. А что касается личных планов, планирую поездку в Тбилиси — не была в Грузии тысячу лет и очень хочу познакомиться с местными дизайнерами; посмотреть, как развивается сфера там.
Фотографии предоставлены Мией Карловой.