Металл, текстиль, керамика: пять молодых ремесленников
Современные ремесленники воплощают свои идеи в самых разных материалах и предметах, от тяжелых колец из меди с природными минералами до уникальных керамических скульптур на грани брака и художественного несовершенства. Рассказываем о пяти студиях дизайна, которые переосмысляют ручной труд в новом, современном ключе.
Mineral Weather
Ювелирный бренд Mineral Weather, созданный в 2011 году Анной Павловой и Александром Ольховским, – это украшения из необработанных минералов и недрагоценных металлов. Крупные кольца и подвески напоминают настоящие скульптуры и созданы в единственном экземпляре – все камни неповторимы, и под них художники разрабатывают оптимальную форму каста. Одновременно элегантные и брутальные украшения марки носят дизайнеры, художники, архитекторы и другие люди творческих профессий, которые не боятся стилистической раскованности. Все предметы художники делают сами вручную и с удовольствием берутся за сложные авторские заказы. В 2017 году Mineral Weather объединились еще с шестью марками ювелирных украшений и открыли свой магазин на Большой Дмитровке – «Амперсанд». В последней коллекции бренда, OS, – украшения непривычно простых и лаконичных форм, а у колец появился размерный ряд.
01001011
Московская студия дизайна 01001011 была основана в 2017 году скульптором Тосей Млинарич и архитектором Сашей Раевым. Основная специализация – керамические скульптуры и вазы сложносочиненных форм. Блестящая цветная глазурь сочетается с необработанными формами, грубой текстурой, острыми и колючими швами – в итоге рождаются какие-то сказочные существа, неаккуратные и небрежные с одной стороны и совершенные – с другой. Поиск формы диктуется самим материалом, необычайно хрупким и непредсказуемым. Первый большой проект студии – вдохновленные древними амфорами вазы для ресторана «Горыныч», а на подходе – не только керамика, но и мебель, которая будет сочетать в себе жесткие формы и органические мотивы.
the.DOT.home
Основной профиль проекта, основанного художницей Александрой Фалиштынской, – создание интерьерных декоративных тканей изо льна. Это производство полного цикла: лен выращивают сами, потом собирают и перерабатывают, чтобы получить на выходе льняную пряжу, а затем и ткани. Проект задумывался как дизайн-студия, которая сотрудничает со специалистами разных областей: паттерны разрабатывают приглашенные дизайнеры и художники по текстилю. Уже в работе над первой коллекцией решили пойти по самому непростому пути и создать технически сложную ткань – льняной жаккард. Он делается из двух ниток, льняной и хлопковой, а узор выкладывается на уровне их переплетений. Этот первый узор был вдохновлен натуралистическими мотивами в сочетании с геометрией. Любовь к природным фактурам и материалам, которые человек традиционно использовал в быту, сегодня прослеживается во всех коллекциях the.DOT.home.
Made in August
Студия дизайна с поэтическим названием Made in August появилась в 2012 году в гараже ее основателя Виталия Жуйкова. Собственного производства у дизайнера не было и он решил пойти другим путем – дорабатывать вещи уже готовые, но никому не нужные. Так появились зеркала наличниками-рамами, консоли и столики из старых скамеек и бочек. Большинство предметов Жуйков привозит с малой родины – из Удмуртии. Удмуртские деревни вымирают, но остаются вещи, подлинные свидетели истории. Последняя коллекция Made in August – скульптурные разделочные доски из настоящих амбарных досок. Обожженные, они затем были пропитаны маслом и воском. Коллекция получила название KAGAN’KA – это «новорожденный» в переводе с удмуртского. Коллекция стала лауреатом конкурса Музея ДПИ «Придумано и сделано в России» в номинации «Новое ремесло».
Екатерина Кротенко
Дизайнер Екатерина Кротенко работает со стеклом. Она использует ту же технику, что и финский дизайнер Тимо Сарпанев в 1960-х годах. Расплавленное стекло заливают в одноразовую деревянную форму, во время этого процесса дерево обгорает, и стеклянная скульптура перенимает его форму. Каждый такой узор – уникальный, а прелесть процесса заключается еще и в том, что дизайнеру удается заключить в стекло мимолетную трансформацию, которая происходит с деревом во время обжига. Кротенко родом из Крыма, училась в Санкт-Петербурге, а сейчас живет в Хельсинки, где учится в Университете Аалто по магистерской программе «Product and Spatial Design». Ее вазы дважды выставлялись в Хельсинки и один раз в москве – в рамках конкурса Музея ДПИ «Придумано и сделано в России».