Кирилл Игнатьев: «Индивидуальный дизайн уйдет в сферу искусства, востребованного ценителями»
Кирилл Игнатьев – председатель Совета директоров группы компаний «Русские инвестиции» и координатор исследовательского проекта «Технический прогресс и экономика будущего». В основе проекта – более 350 интервью, взятых у ученых, инноваторов, бизнесменов и футурологов со всего мира. Им задавали один вопрос: «Какие изменение в вашей отрасли в ближайшее время изменят нашу повседневную жизнь». Эти обобщенные данные легли в основу проекта, который направлен на популяризацию и инвестирование в инновационные разработки, способные изменить будущее.
Дизайнер и архитектор Мария Романова познакомилась с Кириллом Игнатьевым прошлым летом в старорусском городе Плёс. Для Design Mate она поговорила с предпринимателем о том, как технологии отразятся на работе дизайнеров, архитекторов и – жизни каждого из нас.
Сегодня мы не только знаем о существовании 3D-печати, но и видели этот процесс своими глазами. Инженеры предлагают внедрять роботов при строительстве и разрабатывают архитектурные концепции напечатанных домов. У нас появился революционный материал графен, который может питать светодиоды и кардинально менять цвет тканей; графен можно будет применять, например, для сценических костюмов. Изобретатели создают кибернетический организм, а на подходе – летающие дроны-такси и беспилотный наземный транспорт. Список инноваций, анонсированных за последний год, можно продолжать. Это новая техническая революция?
Действительно, столько грандиозных прорывов, способных изменить привычную жизнь, не было со времен появления электричества и двигателя внутреннего сгорания. Мы – свидетели масштабных изменений, основа которых – в сфере IT, отрасли, которая проникла во все сферы нашей жизни и начала менять ее. Еще один фактор – в скорости распространения информации, причем в широком смысле, от культурных ценностей и языков, до знаний и творчества. Добавьте к этому материалы с управляемыми свойствами и аддитивные технологии (в первую очередь, 3D-печать), и мы получим реалии сегодняшнего дня. А если мы посмотрим на десятилетия вперед, то увидим еще три важных направления развития: прорыв в знаниях о человеческом теле (генная инженерия и биоконструирование), квантовая революция (практическое применение в быту технологий мира мельчайших частиц) и сверхпроводимость, которую можно будет использовать во всех сферах от транспорта до энергетики.
Принято считать, что значительное создается только в период великих потрясений (а кризис это потрясение), не в пример застою и переходному периоду, когда все заняты поиском новых форм и стилей. Вы с этим согласны? Какой период мы переживаем сейчас, и как он отражается в разных сферах жизни, от искусства до науки?
Сегодня мы находимся в стадии завершения самой продолжительной рецессии за последнюю четверть века. Особенность данного момента в том, что сам кризис куда меньше, чем его ощущение. И совершенно понятно, почему: движущей силой развития любой экономики является бизнес, и часть бизнеса чувствует кризис не потому, что он все еще есть в принципе, а потому что он есть у них. Они не успели за переменами, и для них возвращение «золотой эпохи» не наступит никогда – технологии, потребление и спрос изменились. Вторая особенность в том, что впервые большой вклад в начинающийся подъем внесут очень молодые люди. Среди тех, кому сейчас от 14 лет, появится немало миллионеров. Эти люди станут драйверами перемен в двадцатые годы – я вижу именно этот период временем «четвертой промышленной революции». Зависимость в этот раз будет обратной: не технологии родятся благодаря кризису, а кризис станет следствием изменений спроса из-за новых технологий в транспорте, материалах, энергетике и ритейле.
Что это будут за изменения?
65% потребления нефти сейчас это транспорт, который переходит на электростандарт: в начале двадцатых электромобили пойдут в массмаркет. Еще 15% – энергетика, которая тоже динамично меняется. Углеводороды понадобятся не на сжигание, а на создание новых материалов, но рост этой промышленности отстает от роста электротранспорта. Более того, часть новых материалов «взлетит» только при низких ценах на нефть, и это падение повлечет очередной кризис и структурные изменения на рынках. Переход торговли в интернет, включая продукты питания, уменьшение строительства в странах Старого Света и рост модели аренды в недвижимости и транспорте, предметах хобби и люкса радикально повлияют на спрос и повлекут банкротства крупных компаний. В комплексе этих изменений будет причина экономического кризиса уже в начале двадцатых годов.
Уже сейчас в некоторых профессиях людей заменяют роботами. Может ли случиться, что с развитием 3D-печати будет вытесняться ручной труд, или они будут существовать параллельно? Вот, например, у японцев даже унитаз – практически космический аппарат, а искусство оригами по-прежнему актуально.
Ручной труд будет все больше относиться к искусству и, соответственно, будет дорожать. Часть хэндмейда – это исторические ремесла, а интерес к культуре и истории сейчас растет. Мода на традиционную культуру – это тренд, поддержанный технологиями, соцсетями и частными образовательными программами. Новый мир – это новый спрос на знания и эрудицию. Ведь формула, при которой ты успеваешь за переменами, это «цени каждую минуту, получай полезные, технологические знания и расширяй эрудицию», и культурный багаж в этом смысле очень важен. Автоматизация захватит серийное производство, но сама категория ручного труда не исчезнет, особенно в промыслах, ремеслах и креативных производствах.
Архитектура и дизайн напрямую связаны с техническим прогрессом, с внедрением инноваций и появлением новых материалов. С другой стороны, и архитектура и дизайн не перестают работать с культурным наследием. И вот кто-то печатает на 3D-принтере футуристический дом, а кто-то – вдруг выступает в пользу уютной классики. Как в дальнейшем будет развиваться эта отрасль?
Нас ждет кастомизация стиля: спрос на индивидуальный дизайн будет расти, и все больше людей даже со скромным достатком захотят воплотить свои идеи в личном интерьере. Отсюда – прорыв в сфере недорогих предметов интерьера и мебели. А учитывая рост рынка аренды вместо продажи, это будет очень перспективный рынок. Запросы на стилевые решения будут максимально широки: будущее не отменит спроса на ар-деко, ампир или японский минимализм, но запросы станут одними из сотен – эпоха строгой смены стилей изменится на калейдоскоп индивидуальных решений.
С развитием технологий дизайнеры и производители смогут гораздо быстрее реагировать на моду и тренды. Логистику без всяких посредников будут выстраивать интернет-сервисы, оффлайн-шоу-румов станет меньше, зато выставки станут востребованы как место, где можно увидеть и пощупать каждый предмет вживую. Вообще, оффлайн-торговля движется к соединению с понятием «выставка», а выставки, как и парки, становятся местом досуга, встреч и социального общения – мы постепенно переходим от архитектуры зданий к архитектуре жизни.
Вместе с тем, архитектура и декор изменятся технологически: появятся многочисленные сервисы, упрощающие работу архитектора и декоратора. Моделируя в 3D-программе интерьер, декоратор сможет моментально подбирать и покупать предметы из общей базы данных – не нужно будет переходить в магазин или на сайт фабрики. Если понадобится индивидуальное производство, можно будет получить обзор потенциальных изготовителей и сравнить их. Загрузка готовых 3D-моделей и их привязка к помещениям станет элементарно простой, заказчик сможет наблюдать работу над проектом, оплачивать ее и контролировать дистанционно, а логистические сервисы к нужному сроку сами доставят материалы и мебель. Информация о привычках, вкусах и особенностях каждого человека будет собираться в массиве Big Data, и если заказчик даст декоратору доступ к части своей персональной информации, искусственный интеллект поможет подобрать предметы, соответствующие стилю и вкусу заказчика. В перспективе IT-решения автоматизируют этот процесс, и невзыскательные люди смогут обходиться без дизайнеров. Индивидуальный дизайн, как и хэндмейд, уйдет в сферу искусства, востребованного ценителями. Технологии не только отнимут, но и принесут деньги дизайнерам: в ближайшие 25 лет «машинный креатив» станет умелым компилятором, но не автором. Авторский креатив можно будет просто монетизировать с помощью интернета. Если вы разместите придуманный вами стул на специальном сайте, то после быстрой проверки оригинального авторства, вам будут поступать роялти с каждого произведенного предмета, кто бы ни заказал его производство на любой фабрике.
Необычные решения придут из сферы IT: простейшие чипы скоро будут не дороже бумаги, а стена, покрытая чипованным слоем, сможет менять цвет и приобретать рисунок как обои. Поменять обои или превратить стену в экран можно будет парой кликов на смартфоне.
Как изменится представление человека о городской и жилой среде, как будет выглядеть его частный дом? И останутся ли частные дома, в принципе?
Конечно городская и жилая среда изменится.: центры городов станут приближаться к понятию «парк», беспилотный автотранспорт решит проблему парковок и «пробок», число частных домов вырастет. Многоэтажная стройка будет процветать только в Индии, Африке и Юго-Восточной Азии.
Вместе с тем, важно отметить, что помимо повсеместного интернета вещей есть и что-то другое. Это – гуманизация, гармония, естественность. Экологичность и ценности ЗОЖ только станут важнее. Исследования подтверждают, что в привычной для человека и его предков среде его продолжительность жизни выше, чем в среде инородной. Люди будут меньше мигрировать в иную среду и климат. А небоскребы – это вообще среда обитания птиц, жизнь на высоких этажах вызывает стрессы для организма, и в будущем они останутся такими же памятниками архитектуры, как сейчас средневековые замки. Именно частный дом станет главным форматом жизни в развитых странах. Всё больше людей будет работать, не выходя из дома. Это повлечет за собой спрос на организацию в жилье мест для работы и спорта, а офисные помещения будут развиваться как эко-системы, в том числе и с жилыми пространствами. Такой формат будет удобен для тех, кто трудится в формате agile (гибкая методология разработки). Также как многие фабрики стали лофтами, нежилые помещения продолжат менять свое назначение: в них появятся жилье, коворкинги, образовательные пространства и даже сельскохозяйственное производство.
Что произойдет с премиальными брендами и марками класса «люкс»?
Великая эпоха люкса заканчивается: бренды начнут ориентироваться на «поколение Z», будут вынуждены будут идти в большую кастомизацию и расширять ассортимент. Я полагаю, что в ближайшие 20 лет повторится история массовой смерти брендов, как это было век назад, в годы Великой депрессии. Выживут те, кто встроится в новые системы интернет-маркетинга, а наиболее успешными останутся те, кто продолжит «формировать моду» либо будет иметь стабильный спрос в категории «ультралюкс». Для новых поколений стоимость марок будет уменьшаться в пользу функционала, дизайна и удобства. При этом, появятся новые влиятельные бренды: компании из сферы виртуальной экономики расширят свое присутствие в предметном мире.
Что делать людям с обостренным чувством прекрасного, эстетам и коллекционерам, которым уже сейчас рекомендуют вкладывать деньги не в антиквариат, а в инновации?
Я дам прямо противоположный совет. Чтобы успешно заниматься новыми технологиями, нужно ежедневно находиться у руля бизнеса: если не поймать тенденции развития, то можно отстать и проиграть. Но далеко не все способны управлять онлайн. Те, кто продал свой бизнес и имеет свободные средства, часто выбирает путь пассивного инвестора. Вот для них лучший вариант – инвестиции в вечные ценности, которые никогда не потеряют в цене, например, в недвижимость в исторических центрах мегаполисов или уникальных локациях. Тенденция будущего – бережная консервация зон охраны, рост внимания к культурному наследию в тех местах, где уже никто ничего не построит. Поэтому моя формула: инвестируйте в технологии будущего, если вы уверены в управлении, но инвестируйте в вечные ценности, если вы – пассивный инвестор.
Я знаю, что помимо будущего вас интересует и прошлое. Есть ли какие-то устойчивые тенденции в мире антиквариата? Будет ли и дальше каждый год что-то переходить в свою временную категорию, становиться антиквариатом, а мебель 60-х будет цениться так же, как когда-то ценился, например, стиль бидермейер?
Я начну с конца: мебель 60-х годов – уже тренд сегодня. Скандинавский дизайн того времени относится к числу самых воспроизводимых фабриками в этом году, и это не случайно. В этом тренде – отражение перелома в развитии эпохи «люкса». Для того, чтобы люкс возродился в многообразии кастомных решений, он проходит период стандартизации и упрощения. Соответственно, немногие авторские работы периода всеевропейской унификации уже сегодня стали на волне моды предметом страсти коллекционеров.
Мировой рынок антиквариата действительно сужается за счет искусства прошлых веков. Период больших войн, конфискаций и катаклизмов позади. Поэтому хорошие предметы надолго оседают в частных коллекциях, растут музейные фонды. Интерес к культуре делает экономически осмысленным создание частных музеев на базе лучших коллекций, а кастомный спрос увеличивает интерес к антиквариату в интерьере, который уникален и может сочетаться с современными решениями. Вывод прост: этот рынок будет иметь тенденцию к росту выше банковских депозитов, а по отдельным сегментам, например, китайскому искусству, будет приносить в ближайшие годы значительный доход.
Наша жизнь стала значительно быстрее: мы успеваем выполнить огромное количество дел за день, но с трудом можем выдержать трехчасовой спектакль. С чем это связано?
С тем, что ценность времени реально становится одной из важнейших и востребованных ценностей двадцать первого века.