Катя Пятицкая: «Мне интересно попробовать всё»
В этом месяце приглашённым редактором Design Mate стала Катя Пятицкая — дизайнер интерьеров, основательница бренда Laroque. Вместе с дизайнером Эдуардом Еремчуком Катя планировала принимать участие в Миланском Салоне 2020 (будем надеяться на стабилизацию ситуации и проведение выставки). В интервью редакции Катя Пятицкая рассказала о своём творческом опыте, неиссякаемой любви к коврам и вкусах молодого поколения в дизайне.
Катя, немного о тебе: ты закончила направление архитектуры МАРХИ, потом изучала дизайн интерьеров в Domus Academy в Милане. Каким ты видела своё профессиональное будущее тогда? Были области, проекты, которые казались тебе очень привлекательными в начале карьеры?
Изначально я не думала о продукт-дизайне: мне больше хотелось создавать интерьеры и пространства. Именно поэтому после МАРХИ я решила поступать на направление дизайна жилых и общественных интерьеров в Domus Academy в Милане. Мне хотелось получить практические навыки реализации интерьеров — впрочем, в Domus Academy день за днем мы делали концептуальные проекты, иногда что-то совсем оторванное от реальности. Например, мы реализовали идею задействовать все 7 чувств посетителя для шоурума Agape в Милане. Для это все предметы шоурума были выставлены в облаках ароматного пара. Я научилась не просто делать планировочные решения и расставлять мебель, а погружать человека в историю и создавать для него новый опыт и ощущения через взаимодействие с пространством и объектами.
Интерьеры для бренда Laroque. Фото предоставлено дизайнером
Ты работала в команде Crosby Studios Team, сейчас ведёшь самостоятельную практику как дизайнер. Сравни полученный опыт — какой формат работы лично тебе ближе? А если говорить о поколении молодых дизайнеров, какой стиль работы они скорей предпочтут, на твой взгляд?
В Crosby всегда был какой-то челлендж, необычные задачи, поиск новых решений и дедлайны. Работая в команде, ты многому учишься за короткий срок. Это драйв и энергия, от которой было очень сложно отказаться. Однако формат работы в офисе и привязанность к рабочему месту сковывали мое желание двигаться вперед. Когда выбираешь самостоятельную практику — берёшь на себя ответственность за собственное развитие. Я понимала, что важно быть смелым, не бояться ошибаться и рисковать на пути самореализации, — и сделала свой выбор. Для меня это стало интересным опытом. Работая самостоятельно, помимо дизайна необходимо думать об организационных моментах, самодисциплине, развитии бизнеса, нетворкинге и других вещах, не имеющих отношения к творчеству. Если говорить о новом поколении дизайнеров, молодые люди рождены в информационном потоке, для них офлайн=онлайн. Многим представителям поколения сложно усидеть на месте, постоянно находиться в офисе.
Как ты решилась на создание собственного бренда Laroque? Что вдохновило тебя/стало решающим фактором при принятии решения?
После окончания учебы я работала в студии TED Milano и помимо интерьеров разрабатывала эскизы ковров ручной работы: для проектов, которые мы вели, и для выставки в галерее студии. Таким образом были реализованы мои первые работы, что, конечно, оставило у меня сильное впечатление. Я поняла, что ковры — это искусство, которое я создаю как художник, и одновременно предмет интерьера: он может зонировать или объединять пространство, быть акцентом или арт-объектом. Именно тогда у меня появилась мечта создать свой бренд ковров ручной работы, открыть направление ателье, в котором можно разрабатывать индивидуальные эскизы под проект. Решиться создать свой бренд несложно — сложно его развить и вырастить. Начало положено, впереди еще много задач: не только творческих, но и по развитию бизнеса.
Почему именно ковры? Интересный и необычный выбор сегодня, учитывая, что у молодого поколения эта вещь редко находится в приоритетном списке покупок.
Я очень люблю ковры и гобелены и вижу в них какую-то магию: старинные техники плетения, ручной труд, сказки про ковёр-самолёт — мне нравится сочетание древнего искусства и нашего времени — цифрового, информационного. Тема недостаточно раскрыта — мне интересно поменять эту тенденцию, ведь ковры — полноправный предмет интерьера. Думаю, у молодого поколения образ ковра все ещё ассоциируется с картинкой, где этот ковёр висит на стене в советской квартире. Нашему поколению не хватает осознания ценности традиционного ремесла. Важно сохранить эти знания, показать, как важен ручной кропотливый труд. Я разделяю идею модных домов Chanel и Hermes, которые открывают мастерские для ремесленников и поддерживают ручное производство. Ковры Laroque — это объединение современных образов и тонких старинных техник.
На какую аудиторию ты рассчитываешь, создавая коллекции ковров?
Это люди, которые ценят традиции и ручную работу высокого качества, натуральные материалы. Создавая коллекции, я стремлюсь к тому, чтобы аудитория почувствовала с ними связь. Для моего покупателя важно, чтобы ковер был не просто функциональным предметом, а вступал в диалог с интерьером и не уступал ему в артистичности. Кроме того, мои клиенты любят самовыражение, персонализацию и хотят создать свою особенную историю.
В этом году ты планируешь представить свою коллекцию мебели и ковров на Salone del Mobile Milano. Расскажи, как ты отбирала работы для события?
Я и дизайнер Эдуард Еремчук представим новую коллекцию ковров и мебели в пространстве Alcova — в этом году все будет происходить в заброшенных постройках XIX века, окружённых магическим лесом. Alcova — супер креативная площадка, объединяющая молодых дизайнеров со всего мира. Участники представляют действительно прогрессивные, смелые, авангардные, порой дикие работы. Подобный формат близок нам по духу — было притягательно стать частью этого сообщества. Всем известно, что работы отбирают на конкурсной основе, и мы рады, что наш проект был выбран для участия в Салоне. Это первая полная коллекция ковров и предметов мебели, создающих целостный образ и повествующих о мечтах, экспериментах, поиске и ошибках, которые в итоге приводят к необыкновенным открытиям. То есть речь не о работах, отобранных из прошлых коллекций, а о новой самостоятельной истории.
Кстати, касательно переноса дат Салона, как ты воспринимаешь эту ситуацию? Она может повлиять на эффективность участия в выставке?
Посмотрим, что будет. Я отношусь к этому как к вызову и новому опыту. Сложно сказать, как ситуация скажется на участии: когда выставка состоится, мы сделаем максимум для эффектной демонстрации нашей новой коллекции и для интересного диалога: как с посетителями, так и с профессиональной аудиторией. В любом случае, все получат опыт и удовольствие от процесса.
Какие направления в предметном и мебельном дизайне сегодня, на твой взгляд, могут заинтересовать молодежь?
Создание индивидуального дизайна, эксперименты с материалами и технологиями и невообразимое смешение всего этого с традициями и культурой. Также интересно работать с уже существующими вещами и давать им новую жизнь — это то, что заинтересовало бы меня сегодня.
Продолжи фразу: «Если бы я не стала дизайнером, то...»
Была бы учёным.
Чем бы в жизни ты точно не хотела заниматься?
Мне интересно попробовать всё :) Вообще очень сложно ответить на этот вопрос, ведь кайф можно получать от любой профессии, главное — уметь превращать процесс в путешествие, относиться к нему творчески. Иначе даже самая любимая деятельность может стать рутиной.
Каким ты видишь дизайн будущего?
Виртуальные пространства, синтез дизайна и науки, технологий, дизайн как создание лучшего устойчивого будущего.
Фотографии предоставлены Катей Пятицкой.